Одинокий Волк
Многие знают красивые истории о создании своего дела с нуля. Можно вспомнить о главе и основателе компании Facebook Марке Цукерберге, разработчике поисковика Google Сергее Брине. Но все эти истории случились на "далеком Западе". До последнего времени казалось, что превратить идею в звонкую монету воможно только где-нибудь в Силиконовой долине. Но, как оказалось, в России тоже есть инвесторы, готовые вкладываться в перспективные стартапы.
"Я сейчас официальный бомж, продал квартиру, чтобы вложить средства в собственный бизнес, - рассказывает Евгений Волк, президент компании "Интегратор". - Эта идея, как и 34 остальные, пришла в тот момент, когда я работал с региональными телеканалами и столкнулся с проблемой кадров рекламных отделов в регионах. И тогда подумал: "Что, мне еще за них начать продавать? Может, еще и за руку клиентов приводить?" И далее пошло-поехало". Но грянул кризис 2008 г., и многим инвесторам, как и самому Евгению Волку, стало не до стартапов. В начале 2012 г. он посмотрел на свой расчетный счет, на коем к тому моменту скопилась достаточная для открытия нового дела сумма, открыл папку "Консервы" (с файлами идей 34 проектов) и стал выбирать, куда вложить средства. Деньги пошли на аренду офиса, технику и оплату труда персонала. Остальные 33 проекта все так же пока пылятся в папке "Консервы", до лучших времен, видимо.
Время - бизнес Идея стартапа следующая: создать инструмент, с помощью которого рекламодатель или представитель рекламного агентства, имея абонентский доступ, может управлять всем циклом рекламной кампании, от производства рекламного материала до выхода его в теле-, радиоэфир, газеты городов России. Минуя бумажные и цифровые прайсы, пользователь в несколько кликов создает медиаплан и сразу видит стоимость предполагаемых затрат, тогда как с обратной стороны владельцы площадок видят эту заявку и отрабатывают заказ. Становится возможным, не покидая кресла в офисе, работать через единое окно с тысячами рекламных поверхностей в пару касаний. Пользователь получает доказательную базу выхода рекламного ролика в телеэфир - фрагменты телеэфира попадают в ленту рекламной кампании. То же самое и с иными площадками. Таковы минимальные стартовые возможности "Интегратора". "Технологических и идеологических аналогов нет, - утверждает Евгений Волк. - Есть мелкие сервисы, но в итоге они являются продуктами рекламных агентств". Есть очень крупные агентства, выкладывающие в Интернет названия городов и площадок, но все это лишь онлайн-каталоги отдельных агентств для привлечения звонков, а далее по старинке - телефон/почта/бумага. "Интегратор" - технологический инструмент, позволяющий производить запись эфира, сканирование прессы, замеры аудитории, продакшн, и все это без посредника, а также головной боли, связанной с выставлением и оплатой десятков счетов. "В сфере рекламы и пиара трудно придумывать новые технологические решения. Именно технологические, не творческие. Поэтому сам факт отрицания этого тезиса - уже здорово, - рассуждает гендиректор ООО "Медиапроект" Василий Устюжанин. - Более того, предвижу, что если не в этом году, то через пять-десять лет услуга придется ко двору". Пока же эксперт выступает на стороне пессимистов: идея хороша, даже очень хороша, но ее коммерческое применение на данный момент вызывает сомнения. Критическую массу заказчиков, которые захотят сегодня-завтра воспользоваться нестандартной услугой, собрать будет сложно. Время не пришло, уверен Василий Устюжанин.
Как заработать "зеленые"
"Мне одиннадцать лет. Как выглядит доллар, не знает большая часть одноклассников. О слове "стартап" я услышу лишь спустя десять лет, когда буду находиться в Москве. Но сейчас, в 1993 г., как и у всех подростков в этом маленьком селении, у меня есть сокровенная мечта. Мечта вполне осуществима - этот товар можно купить", - вспоминает Евгений Волк. Туалет на улице и барак, отапливаемый углем, полная безнадежность. Именно так видел свою жизнь Евгений еще каких-то двадцать лет назад. "Моя соседка по бараку ведет меня на перрон нашего города. Агрыз является узловой станцией, потому каждый проезжающий поезд останавливается на длительное время. Торговля кукурузой, йогуртом и выпечкой кипит на вокзале не первый год. Но именно соседка рассказала, что там и правда можно подзаработать", - рассказывает Евгений Волк.
Так за несколько лет он скопил первое "состояние" и осуществил давнюю мечту - на свой 12-й день рождения купил игровую приставку PlayStation. Через несколько лет занятия мелким предпринимательством молодой человек решил вложить свой капитал в первый серьезный проект. "Директор нашего ДК выслушала и согласилась с моим предложением о сдаче мне в аренду кинозала. В соседнем городе, Ижевске, я договорился о подневной аренде кинопроектора. Там же напрокат набрал самых свежих фильмов: "Очень страшное кино", несколько частей, и еще пару комедий. Вот и весь рецепт", - говорит Евгений Волк. Но первый бизнес закончился, едва успев начаться. Через две недели после старта киносеансов подруга Евгения Татьяна забрала дневную кассу, заявив, что ей недоплатили и потому эти деньги останутся у нее.
В 22 года Евгений перебирается в Москву и начинает заниматься рекламным бизнесом. Его фирма выполняет заказы журнала "За рулем", проводит церемонию Gameland Award и выводит в эфир первые восемь выпусков "Иконы видеоигр" для MTV. Но и этот проект рухнул."Как зарабатывать деньги, нас в школе не учат, как тратить заработанное - тем более. К сожалению, уходит много листов до того момента, когда пометки с полей начнут приносить пользу в последующих листах. Если заработать миллион ума хватает, то вот как его удержать, никто не рассказывал", - делится опытом Евгений Волк.
Именно накануне кризиса 2008 г. ему пришла в голову идея проекта "Интегратор". Но ни денег, ни времени на его осуществление не имелось. Заработать известность автору проекта помогла серия постов "Волчьи будни" в Интернете. Евгений достаточно креативно представил свою историю, и читатели стали обращаться к нему за консультациями и помощью в создании необычных проектов, разработке сайтов. Хотя сам Евгений Волк признается, что свой собственный логотип он заказал у студии Артемия Лебедева. "Так сколачивалось состояние на открытие бизнеса. Плюс два кредита на 1,2 млн руб.", - поясняет Евгений. Проект был запущен 10 апреля прошлого года, но без серьезных финансовых вливаний он не мог выйти даже на самоокупаемость.
К концу 2013 г. благодаря подключению к системе новых рекламных носителей "Интегратор" планирует выйти на оборот в размере 600 млн руб., надеется Евгений Волк. На сегодняшний день в базе "Интегратора" 1048 региональных телеканалов и 2104 печатных издания. "Интегратор" работает в 254 городах с общим населением более чем 50 млн человек. "В хороших медиаагентствах есть медиапланеры - профессионалы, которые занимаются этим. Как я понимаю, в данном проекте медиа планирует сам клиент, а насколько он компетентен - вопрос… Думаю, что ни один современный медиаплан не обходится в городах-миллионниках без Интернета, здесь его нет, а это существенный минус. Где наружная реклама, где реклама в кафе, ресторанах, кинотеатрах, фитнес-клубах и т.д. (то есть outdoor, indoor, HoReCa)?", - рассуждает начальник управления маркетинга банка "Стройкредит" Динара Сабирова.
Портал доступа
Смысл стартапа заключается в том, чтобы помочь рекламодателям в размещении их контента на региональных телеканалах. Это похоже на то, как правительство стремится создать для населения "единое окно", портал, через который можно будет заказать любую справку, оформить загранпаспорт или подать документы для оформления гражданства. "Идея достаточно старая и приходила на ум многим. Остается два вопроса: первый - как отследить место на ТВ и плотность загрузки того или иного медианосителя, а второй - скидки. Сегодня просчитываешь через сервис "Интегратор" медиаплан, а завтра оказывается, что переплатил, не учел все скидки, рекламное время на федеральных каналах уже раскуплено, и ты не можешь выйти со своим рекламным сообщением", - отмечает генеральный директор коммуникационного агентства "Лонгмедиа" Кирилл Щеглов.
"Мне не приходилось сталкиваться с подобными проектами, но не исключаю, что аналоги у "Интегратора" есть, если не на отечественном, то на зарубежном рекламном рынке. С учетом высоких темпов развития российского рынка рекламы и соответственно существенного спроса на эти услуги, свою нишу проект, безусловно, сможет занять", - полагает аналитик ИК "Финам" Анна Мишутина. Основное преимущество проекта, по ее мнению, заключается в том, что он позволяет потенциальному рекламодателю получить представление о стоимости продвижения в тех или иных регионах/городах. Однако на данном этапе не совсем понятно, каким образом проект собирается зарабатывать, так как "Интегратор" не является агентством и "отображает реальные данные <…>, не взимая со своих пользователей процентов". Вероятно, плата не берется на этапе формирования базы плюс создатели проекта рассчитывают размещать рекламу на своем сайте.
"Проект интересен для первичной прикидки медиаплана, но он не может учесть всех нюансов и человеческого фактора, которые постоянно преследуют рекламщиков при работе со СМИ, в особенности в регионах. Вполне реально, что когда "Интегратор" заработает в полную силу, то все начнут им пользоваться как информационным ресурсом, но покупать через него не станут, так как он не учитывает всех тонкостей размещения. Будут пользоваться, как ресурсом по заказу авиабилетов (Skyscanner), где ты можешь посмотреть варианты, а покупать большинство пользователей идут в авиакомпании или в кассы", - добавляет Кирилл Щеглов. Так и здесь: медиаплан будут прикидывать, а покупать пойдут напрямую в издания либо в агентства, предоставляющие максимальные скидки. Проверять все заказы, которые сейчас станут падать на "электронку", все равно придется вручную, а это огромные затраты на персонал.Евгений Волк оценивает затраты за полгода существования проекта чуть более чем в 5 млн руб. - именно за столько он продал свою квартиру. О выходе на самоокупаемость речи пока не идет, за тестовый период (октябрь-декабрь прошлого года) оборот компании "Интегратор" составил чуть менее 2,8 млн руб. Правда, как уверяет Евгений Волк, уже появился инвестор, готовый вложить в проект гораздо большую сумму, чем он стоил изначально. Евгений Волк рассказывает, что еще осенью прошлого года к нему пришли представители компании The Untitled. "Отличные ребята - Роман Сидоренко и Константин Синюшин. Всем все понравилось, Константин приезжал к нам, в наш красивый офис, с Романом общались по Skype Сан-Франциско - Москва", - вспоминает Евгений. Инвесторы предложили за долю в проекте несколько сот тысяч долларов. "Но я отказался в пользу других инвесторов", - отмечает основатель "Интегратора". Он уточнил, что переговоры находятся в завершающей стадии. "К сожалению, перспективы на рынке не гарантируются спонсорами. Рынок переполнен предложениями медиаагентств, предоставляющих скидки, зачастую большие, чем те, о которых "площадки" говорят напрямую клиенту, так как существует агентская скидка. Да и сам "Интегратор" ведь не благотворительная организация", - подчеркивает Динара Сабирова.
Вне Москвы
Евгений Волк сам признает, что не знает, как работать в Москве. "Специфика рекламного рынка России такова, что большинство рекламных бюджетов распределяется путем лоббирования и суперкомиссий, а данный ресурс не до конца учитывает эту особенность", - замечает партнер Digital Media Partners (DMP) Мария Шевцова.Как правило, прямые цены, которые дает рекламодатель, на порядок выше, чем у крупных рекламных агентств, с учетом своих скидок. В этом случае сложно представить себе потенциального клиента "Интегратора". А если принять во внимание специфику работы с рекламным отделом каждого, даже самого маленького СМИ, все равно потребуется прямой контакт с рекламодателем для согласования верстки, рекламного объявления, ролика и т.п. "Таким образом, непонятны сам статус и предназначение проекта. Особенно учитывая факт того, что, допустим, по телевидению в медиапланировании "Интегратора" даются просто цены на выход рекламного ролика в определенный таймслот, а это прямиком отправляет нас в 1990-е, когда ролики покупали "количествами", а не путем набора определенного GRP (Gross Rating Point), а в Интернете покупали статичные баннеры без детальной аналитики аудитории, по принципу "нравится сайт", - констатирует Мария Шевцова. В то время как весь рекламный рынок стремится перейти на оценку эффективности рекламной кампании, данный продукт изначально не предлагает просчитать эффективность и не дает возможности оценить проведенную кампанию в конкретных цифрах.О цифрах Евгений Волк говорить не любит, для него пока главное - "раскрутить идею". Финансирование позволит дополнить существующую линейку продуктов новыми сервисами. "К запуску планируются еще пять ключевых сервисов, один из которых - "Лаборатория" - каталог специалистов в области креатива и набор инструментов для оперативной работы с ними. Сейчас в качестве первой ласточки сервиса уже запущены "Голоса". Услугами дикторов этого сервиса пользуются ежедневно", - рассказывает автор проекта. "Основная проблема проекта, на наш взгляд, это отсутствие возможности включения интернет-площадок для проведения рекламных кампаний при использовании сервиса, акцент на теле-, радиорекламу и печатные издания, теряющие свои позиции. Риски - определенная цикличность/сезонность в формировании рекламных бюджетов у потенциальных клиентов-рекламодателей, создающая сложности при планировании и разработке стратегии самой компании, сложившиеся устойчивые связи рекламодателей и рекламных агентств, особенно в российских условиях функционирования бизнеса", - резюмирует начальник управления инвестиционно-банковских услуг инвестиционной группы "Велес Капитал" Анна Нагорных.
-
20 января 2013Инвестор бежит от российской границы
За неделю, завершившуюся 16 января, ориентированные на Россию фонды вновь зафиксировали отток средств в $64 млн после первого за 14 недель существенного притока в $56 млн неделей ранее. Это следует из отчета EPFR.
-
20 января 2013«Велес Капитал» укрепил позиции в ТОР-10 инвестиционных компаний России по брокерским оборотам - рэнкинг НРА по итогам III квартала 2012 года
«Велес Капитал» укрепил позиции в ТОР-10 инвестиционных компаний России по брокерским оборотам, следует из рэнкинга НРА по итогам III квартала 2012 года. Компания заняла седьмое место с объемом брокерских операций в 1,4 трлн. рублей, что на 33% превышает показатели II квартала 2012 года. При этом в целом по рынку брокерские обороты выросли менее чем на 2%.