Аналитик «ВЕЛЕС Капитала» Артем Михайлин — о вкладе фактора пандемии в рост выручки компаний-ритейлеров
Пандемия отразилась на всех секторах экономики без исключений, однако отрасль ритейла в целом проходит кризис лучше других. Вызовы времени дали точки роста для бизнеса многих представителей отрасли: в условиях роста онлайн-покупок, открылось обширное поле для цифровизации торговли, совершенствования механизмов доставки. С начала года многие ритейлеры совершили скачок в этих направлениях. Акции участников рынка на фоне пандемии в среднем чувствуют себя уверенно. О вкладе фактора пандемии в рост выручки компаний и прогнозах по потребительскому спросу на 2021 год рассказал аналитик инвестиционной компании «ВЕЛЕС Капитал» Артем Михайлин в ходе онлайн-конференции «Итоги года - ритейлу вирус не помеха».
«Мы полагаем, что в 2021 году продуктовые ритейлеры по большей части будут двигаться в привычном направлении. Продолжится развитие омниканальной модели и e-grocery, особенно в сфере экспресс-доставки. Будут дальше внедряться кассы самообслуживания, электронные ценники, система Click & collect, что позволяет освободить часть времени персонала и сократить затраты. Возможно, у некоторых ритейлеров мы увидим расширение пилотного тестирования магазинов без продавцов. Компании сделают упор на автоматизацию процесса принятия решений, формирования ассортимента, ценообразования и логистики за счет внедрения алгоритмов и BigData. Вероятно, мы продолжим двигаться к полностью персонализированному промо на основе программ лояльности.
В долгосрочной перспективе нас ждет дальнейшая консолидация розничной торговли в России вокруг крупнейших игроков. Например, в отечественном продуктовом ритейле на топ-5 участников рынка по итогам года придется порядка 28-29% против 50% в США или более чем 70% в Германии. Доля крупнейшего игрока в российском продуктовом ритейле составляет 12-13% при ограничении на уровне 25%. Что касается форматов — сильнее прочих будут расти дискаунтеры и магазины «у дома», в то время как гипермаркеты, скорее всего, продолжат сдавать позиции. Переход в онлайн — это однозначный тренд для всей отрасли, и в розничной торговле он будет только усиливаться, приближаясь к показателям западных стран и Китая.
Относительно потребительского спроса — многое будет зависеть от скорости ухода пандемии. Если это произойдет в первой половине года, то мы можем увидеть достаточно быстрое оживление потребительского спроса, особенно в секторе услуг, который пострадал заметно больше остальных. А вот расходы в области продуктов питания скорее выросли на фоне пандемии, поэтому там может произойти нормализация спроса и, как следствие, замедление темпов роста относительно 2020 года.
Сложные экономические условия, вероятно, приведут к большей концентрации потребителей на цене как основном факторе, определяющим покупку. Это дает толчок развитию дискаунтеров и недорогих магазинов формата «у дома».
В целом пандемия оказала значительное влияние на сектор ритейла. Например, в e-commerce продажи, созданные этим фактором, могут составить более 300 млрд руб. в этом году и более 500 млрд руб. в 2021 г. Во многом это связано с приходом по меньшей мере 10 млн новых покупателей в онлайн и долгосрочным переходом значительного числа работников на «удаленку». В продуктовом ритейле пандемия позволила компаниям значительно поднять плотность продаж и увеличить темпы роста даже несмотря на уменьшение количества открываемых магазинов. Например, X5 по итогам 2019 г. показала рост розничных продаж на 13,3% г/г, а по итогам 9 мес. 2020 г. он составил 14,8%. При этом темпы роста торговой площади снизились с 12% г/г до 9,6% по итогам 3-го квартала. Плотность продаж увеличилась почти на 3% г/г против падения на 1,3% по итогам 2019 г.».
-
8 декабря 2020«ВЕЛЕС Капитал» примет участие в Российском облигационном конгрессе 10-11 декабря в Санкт-Петербурге
«ВЕЛЕС Капитал» примет участие в Российском облигационном конгрессе 10-11 декабря в Санкт-Петербурге
-
7 декабря 2020Итоги 2020 года и идеи для будущих инвестиций станут темой вебинара инвестиционного советника Виктора Шастина 10 декабря
Итоги 2020 года и идеи для будущих инвестиций станут темой вебинара инвестиционного советника Виктора Шастина 10 декабря