Как новые пошлины ударят по металлургам и производителям удобрений
Источник: Forbes
Правительство ввело экспортные пошлины на целый ряд товаров, в том числе на металлы и удобрения. Это уже не первый случай, когда правительство пытается решить бюджетные проблемы за счет экспортеров. Какие последствия может иметь нововведение для производителей, разбирался Forbes.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства, которым с 1 октября 2023-го и до конца 2024 года вводятся плавающие пошлины, привязанные к валютному курсу. Базой для расчета пошлины на все товары, кроме удобрений, станет таможенная стоимость товара, а ее размер будет зависеть от курса доллара: при курсе доллара менее 80 рублей пошлина будет нулевой, при курсе 80-85 рублей составит 4%, при курсе 85-90 рублей – 4,5%, при курсе 90-95 рублей – 5,5% и поднимется до 7%, если доллар будет стоить больше 95 рублей. Для удобрений пошлина будет быть повышена с 7%, действующих с 1 сентября, до 10% при курсе доллара выше 80 рублей.
"Регулирование применяется в целях поддержания рационального соотношения вывоза товаров и внутреннего потребления, – говорится в правительственном комментарии к постановлению. – Принятое решение поможет защитить внутренний рынок от необоснованного повышения цен".
История изъятий
Правительство не впервые пытается решить бюджетные проблемы за счет экспортеров. Еще в 2021 году первый вице-премьер Андрей Белоусов обвинил металлургов в том, что они "нахлобучили" государство на 100 млрд рублей, в разы нарастив выручку на фоне пандемии, и теперь должны отдать эти деньги в бюджет.
После этого с 1 августа по 31 декабря 2021 года были введены экспортные пошлины на черные и цветные металлы в размере 15% с установленным минимумом от $54 за тонну окатышей (рудного концентрата) до $2321 за тонну никеля. "Взрывной рост мировых цен на металлы и, как следствие, подорожание такой продукции на внутреннем рынке затрудняли реализацию крупных инфраструктурных проектов, требовали дополнительных расходов на строительство социальных объектов и производство промышленной продукции, – говорилось в правительственном комментарии к принятому постановлению. – Введение пошлин позволит смягчить влияние внешней конъюнктуры на внутренний рынок, скорректировать цены на металлы и металлопродукцию". Глава Минфина Антон Силуанов оценивал поступление в бюджет от пошлин в 150 млрд рублей.
Пошлины перестали действовать с 1 января 2022 года, но взамен были приняты поправки в налоговый кодекс, которыми был введен акциз на жидкую сталь в размере 2,7% от средней экспортной цены, и изменен расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ставка НДПИ для железной руды была установлена на уровне 4,8% от средней цены за налоговый период; для руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, где базируется крупнейший их производитель "Норникель", ставка НДПИ была установлена на уровне 6% от средних цен на соответствующие металлы. Были также увеличены ставки налогов для руд, из которых получают фосфорные и калийные удобрения.
В августе этого года президент Владимир Путин подписал закон о введении налога на сверхприбыль (windfall tax) для крупных компаний, в частности, металлургов и производителей удобрений, которые в 2021-2022 годах получили среднюю прибыль выше 1 млрд рублей. Поступления в бюджет от этой меры оценивались в 300 млрд рублей.
Ранее пошлина на экспорт удобрений должна была взиматься в размере 23,5% с разницы между таможенной стоимостью удобрений и превышающей $450 за тонну. Правительство рассчитывало получить от этого сбора около 120 млрд рублей, однако цены упали, и в первом полугодии нынешнего года в бюджет поступило всего 5-6 млрд рублей. Тогда правительство установило для удобрений единую ставку экспортной пошлины в 7%, с различной специфической составляющей для разных видов продукции.
Зачем вводятся новые пошлины
Новые пошлины затрагивают экспорт товаров примерно на $150 млрд, отмечают аналитики Telegram-канала "Мои инвестиции", подчеркивая, что этот объем указан с учетом данных 2021 года, поскольку подробная таможенная статистика в России не публикуется с 2022 года. Самые большие категории, которых коснется нововведение, – это металлы, объем экспорта которых в 2021 году составил около $80 млрд, и удобрения (примерно $13 млрд), утверждают аналитики. Таким образом, по подсчетам "Моих инвестиций", при текущем курсе рубля (96,15 рубля за доллар на вторник 26 сентября) поступления от экспортных пошлин составят примерно $11 млрд, или $8,5 млрд при курсе 90-95 рублей за доллар.
Данная мера выглядит вполне разумной, считает независимый эксперт Леонид Хазанов. С одной стороны, из бюджета необходимо финансировать различные статьи расходов, с другой – доходов в него поступило меньше из-за изменений в структуре и объемах экспорта, вызванных введенными против России санкциями. "На наш взгляд, основная цель нововведения – формирование новых статей дохода бюджета с учетом сильного санкционного давления на российский нефтегазовый экспорт, традиционно являющийся основным источником пополнения государственных фондов", – добавляет ведущий аналитик ИК "ВЕЛЕС Капитал" Василий Данилов.
Ослабление рубля работает на пользу экспортерам, компенсируя им снижение экспортных цен на фоне роста затрат и стимулируя их наращивать экспорт, в то время как внутренние цены поддерживаются на более-менее стабильном уровне, считает аналитик ФГ "Финам" Алексей Калачев. "Подход, связанный с размером пошлины в зависимости от курса рубля, по сути, должен защитить цены на внутреннем рынке от чрезмерного влияния на них ослабления национальной валюты, – говорит он. – Но в данной ситуации представляется, что бюджет увидел в этом еще одну возможность заместить выпадающие нефтегазовые доходы и последовательно облагает те сферы, в которых видит конъюнктурный рост доходов".
По предварительной оценке Минфина, объем доходов федерального бюджета в январе – августе 2023 года составил 16,99 трлн рублей, что на 3,5% ниже, чем за аналогичный период 2022 года. При этом нефтегазовые доходы составили 4,84 трлн рублей, снизившись на 38,2% в годовом выражении.
Новые пошлины не приведут к моментальному снижению производства и экспорта металлов, алмазов и удобрений, так как отечественные производители обладают большим запасом прочности по рентабельности и даже с учетом постоянно нарастающего налогового давления будут генерировать хорошую прибыль, считает Данилов. "Однако регулярно усиливающаяся непредсказуемость налогового режима для компаний сектора металлов и добычи снижает мотивацию к инициации масштабных и долгосрочных инвестиционных проектов, что на длительном горизонте может привести к стагнации производства", – полагает эксперт.
Последствия для металлургов
Пошлины могут удержать экспортеров от излишнего роста объемов экспорта в ущерб внутреннему рынку, отмечает Калачев из "Финама". Однако, по его словам, экспорт черной металлургии и без того ограничен санкциями, а также в значительной степени ориентирован на внутренний рынок. Хотя потребление металлов в стране растет, оно все же не в состоянии обеспечить полный спрос на эту продукцию, отмечает эксперт. Если национальная валюта не укрепится на уровне ниже 95 рублей за доллар, экспортеры могут потерять в среднем около трети экспортной маржи, добавляет Калачев.
Риски для металлургов кроются в том, что введенные пошлины едины для всех, говорит Хазанов: "Во-первых, технологические цепочки производства различных видов черных, цветных и драгоценных металлов и продукции на их основе сильно дифференцированы, что, в свою очередь, влияет на величину связанных с их выпуском издержек. Например, процесс получения катодной меди, начиная с ее добычи, намного длиннее, нежели цинка или алюминия. Соответственно, медь продается по более высоким ценам по сравнению с цинком и алюминием. Во-вторых, металлургические компании реализуют дорогостоящие инвестиционные проекты. "Норникель", например, в настоящее время претворяет в жизнь "Серную программу", имеющую важное экологическое значение: она обеспечивает уменьшение до минимума выбросов диоксида серы в Заполярном филиале компании. Наконец, в-третьих, на мировом рынке цены на цветные и драгоценные металлы снижаются из-за опасений инвесторов по поводу возможного наступления глобального экономического кризиса".
В результате установление вывозных пошлин на металлы без учета их ценовой динамики на мировом рынке и технологических условий их производства может привести не только к сокращению доходности выпускающих их компаний, но и к сужению их финансовой базы для выполнения социальных обязательств перед сотрудниками, не говоря уже про финансирование инвестиционных проектов и программ, скептичен Хазанов. "Поэтому, как мне кажется, в случае ухудшения конъюнктуры на глобальном рынке металлов следовало бы перейти к дифференциации пошлин, – рассуждает эксперт. – Тогда и государственный бюджет будет обеспечен доходами, и металлургические компании смогут иметь средства для выполнения своих задач и целей".
По мнению аналитиков "Тинькофф Инвестиций", сильнее всего экспортные пошлины затронут компании с высокой долей экспорта. "Однако такие компании, как "Полюс", "Норникель", "Алроса", имеют высокую маржинальность бизнеса, поэтому влияние инициативы [на них] можно назвать умеренным, – полагают они. – Под наибольшим риском находится UC Rusal, у которого рентабельность по EBITDA за первое полугодие 2023 года составила всего 4,9%". Из сталелитейных компаний, по мнению аналитиков "Тинькофф Инвестиций", наиболее чувствительной к введению экспортных пошлин является Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). Однако негативный эффект на эту компанию может оказаться умеренным, поскольку у НЛМК сохраняется неплохая маржинальность, а продажи на внутреннем рынке могут превышать 50%. Влияние на результаты "Северстали" и Магнитогорского металлургического комбината (ММК) будет незначительным, поскольку доля экспортных продаж у компаний составляет примерно 10-20%, добавляют аналитики "Тинькофф Инвестиций".
"Согласно нашей оценке, сделанной на основе расчета максимальных размеров пошлины в 7%, по итогам 2024 года негативный эффект на EBITDA "Норникеля" составит 11,3%, UC Rusal – 24,4%, "Алросы" – 13,5%, – говорит Данилов. – В меньшей степени пострадают сталевары, традиционно более ориентированные на внутренний рынок. В случае "Северстали" потери достигнут лишь 3,6% EBITDA, ММК – 5,3%, НЛМК – 7,4%".
Последствия для производителей удобрений
Как и в случае с металлургами, механизм расчета пошлин на удобрения не учитывает технологические цепочки и динамику цен на них на мировом рынке, говорит Хазанов. "Соответственно, нельзя исключать сокращения рентабельности химических компаний в случае продолжения снижения цен на минеральные удобрения на глобальном рынке, которое имеет место сейчас, – полагает эксперт. – Это может также привести к задержкам или остановке ранее намеченных инвестиционных проектов, отличающихся большой капиталоемкостью".
Из крупнейших российских производителей удобрений только "Фосагро" и Акрон" являются публичными компаниями и публикуют свои финансовые показатели. "В результате введения новых пошлин EBITDA "Фосагро" в 2024 году может снизиться на 14,9%, "Акрона" – на 20,3% по сравнению с тем же показателем, рассчитанным при отсутствии пошлины", – полагает Данилов из "Велес Капитала". Если бы сохранилась прежняя 7%-ная пошлина, то снижение EBITDA у "Фосагро" было бы меньше на 4,5%, а у "Акрона" – на 6,1%, добавляет он.
Максимальная нагрузка от новых пошлин придется на производителей удобрений, говорит Калачев из "Финама". Россия экспортирует около двух третей производимых удобрений, которые не попали под санкции, и их экспорт имеет хорошие возможности для роста, полагает он. "Но если остальные облагаемые пошлиной экспортеры могут в зависимости от курса рубля платить [пошлину в размере] 0-7%, то поставщики удобрений будут платить 7-10%, причем не ниже минимальной суммы, установленной для разных видов удобрений в размере 1100-2100 рублей за тонну", – отмечает Калачев. Новый порядок, считает эксперт, может обернуться для производителей удобрений потерей 15-20% свободного денежного потока или до трети чистой прибыли, учитывая то, что на внутреннем рынке удобрений есть обязательные объемы поставок в агросектор, а внутренние цены заморожены уже более двух лет.
Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) и крупнейшие компании отрасли "Фосагро", "Уралхим" и "Еврохим" отказались от комментариев, "Акрон" не ответил на запрос Forbes. "Алроса" не смогла предоставить комментарий на момент выхода материала. Металлургические компании "Норникель", UC Rusal, "Полюс", НЛМК, "Северсталь", ММК и Evraz отказалиcь от комментариев. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) и "Русская медная компания" (РМК) не ответили Forbes.
-
27 сентября 2023Добыча угля в России перешла к росту
Осенью позитивный тренд сохранится за счет экспорта и отгрузки топлива на электростанции. Источник: Ведомости
-
26 сентября 2023Два представителя «ВЕЛЕС Капитала» вошли в рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров»
Два представителя инвестиционной компании «ВЕЛЕС Капитал» вошли в рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров», который ежегодно составляется Ассоциацией менеджеров России (АМР) совместно с издательским домом «КоммерсантЪ».