https://www.high-endrolex.com/42

Металлурги пожаловались ФАС на рост тарифов Новороссийского порта на 65%

16 января 2023

Проведение проверки может усложнить мораторий, установленный государством

Источник: Ведомости

Ассоциация предприятий черной металлургии "Русская сталь" пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на рост с 1 января 2023 г. ставок тарифов на перевалку в Новороссийском морском торговом порту (НМТП). Увеличение, по оценке ассоциации, составило от 8 до 65% по разным видам грузов. Эти данные приведены в письме за подписью исполнительного директора "Русской стали" Алексея Сентюрина в ФАС от 16 декабря (копия есть у "Ведомостей").

В "Русскую сталь" входят компании, производящие 98% российского чугуна и около 90% стали и стального проката, около 63% труб. Это ММК, "Северсталь", НЛМК, "Мечел", Evraz, ОЭМК ("дочка" "Металлоинвеста"), Промышленно-металлургический холдинг, ТМК и ОМК. "Ведомости" направили запросы в пресс-службы этих компаний, а также НМТП (подконтролен "Транснефти"), ФАС и Ассоциацию морских торговых портов (АМТП).

В документе металлурги просят ФАС рассмотреть возможность проверки обоснованности увеличения ставок. "Русская сталь" сообщает, что с начала 2023 г. относительно 1 декабря 2022 г. ставки НМТП по перевалке горячекатаного проката выросли на 15-65%, на 32-76% – по холоднокатаному прокату, на 26-84% – по стальной заготовке, катанке и арматуре. На 16,5-59% поднялись тарифы на перевалку чугуна, на 20-65% – стальных слябов, на 9-43% – труб, на 54% – железной руды, на 8,2-33,7% – по прочим видам продукции. По мнению ассоциации, предложенное портом увеличение ставок "не соответствует экономической конъюнктуре и создает дополнительные барьеры для экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, которая уже находится под санкционными ограничениями со стороны недружественных стран".

Сейчас тарифы на услуги по перевалке и хранению грузов в морских портах не регулируются. Принятое правительством в декабре 2019 г. постановление сохранило для терминалов статус субъектов естественных монополий, но их ставки ФАС теперь не устанавливает, а лишь мониторит. Только в ряде северных портов, где нет конкуренции стивидоров, тарифы устанавливают власти региона.

Как писали "Ведомости" 16 января, в середине декабря 2022 г. стивидоры предложили ФАС разрешить им не раскрывать публично информацию о тарифах и сборах, а также приостановить для операторов морских терминалов действие закона 223-ФЗ, регламентирующего процедуру закупок для госструктур и субъектов естественных монополий. Причиной этого назывались в основном санкции, усложнившие закупку импортного оборудования для терминалов. Против нераскрываемых тарифов ожидаемо выступили грузоотправители, которые опасаются, что итогом станет "неконтролируемое повышение ставок перевалки".

По итогам января – октября 2022 г. НМТП был на первом месте рейтинга грузовых терминалов России, нарастив за этот период перевалку грузов на 15,5% год к году до 52,15 млн т, согласно данным АМТП. В предыдущий год год компания занимала второе место рейтинга. По данным НРА, порт по итогам 2021 г. был крупнейшим по перевалке металлургических грузов.

В марте в ответ на СВО на Украине ЕС ввел запрет на импорт широкой номенклатуры стальной продукции из России. Отечественным металлургам пришлось перенаправлять свои продажи в Азию. Чтобы закрепиться на новом рынке, они были вынуждены предоставлять большие скидки на свою продукцию, а из-за сильного рубля по отдельным видам продукции даже экспортировать ее себе в убыток.

Также многие европейские страны отказались пускать российские суда в свои порты ("Ведомости" писали об этом 2 марта 2022 г.). Кроме того, с российского рынка ушли крупнейшие мировые контейнерные линии Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM, на которые приходится совокупно 46,9% мирового рынка. Это привело к проблемам в логистике.

Аналитик "Велес-капитала" Василий Данилов напоминает, что после частичной потери доступа к западной транспортной инфраструктуре российские металлургические компании перестраивают логистику, делая акцент на российские порты. "Транспортные компании увидели рост спроса на их услуги и по принципам рыночной экономики стали повышать тарифы", – отметил эксперт. В результате российские металлурги, по мнению Данилова, "оказались между молотом и наковальней": "Европейский рынок постепенно закрывается, в то время как переориентация на другие направления, в первую очередь в Азию, усложняется из-за удорожания логистики".

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что рентабельность перевалки грузов большинства портов традиционно находилась на уровнях 30-40% по EBITDA. Снижение отгрузки по отдельным направлениям по итогам 2022 г. эксперт оценил "в пределах 15%". Поэтому, по его мнению, указанный в письме рост стоимости перевалки горно-металлургических грузов "трудно объяснить сложившейся ситуацией с рентабельностью порта".

"Для экспортеров рост тарифа потребует переключения внимания на близлежащие порты либо изменения логистики в пользу других направлений отгрузки, поскольку цены на руду и прокат сейчас находятся на низких уровнях", – говорит Гришунин.

По словам Гришунина, железная руда сейчас торгуется в Китае на уровне порядка $125/т, горячекатаный рулон – по $645/т. Торги на самый продаваемый майский контракт на железную руду на китайской Даляньской товарной бирже в пятницу, 13 января, завершились на отметке в 881 юань ($130,9) за тонну – и это самый высокий уровень с августа 2021 г., сообщало ранее Reuters.

Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров считает обращение грузовладельцев в ФАС на фоне резкого увеличения тарифа справедливым. Он напоминает, что тарифы терминалов "всегда были одной из важнейших составляющих логистических расходов и именно крупнейшие грузовладельцы построили большинство новых терминалов в России". Но, по его словам, в условиях укрепления рубля и закрытия рынков ЕС и США для металлургов такое повышение делает экспорт по ряду номенклатур и направлений убыточным, а также "может приводить к сокращению производства в условиях ограниченной емкости внутреннего рынка".

Но партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева напоминает, что в марте 2022 г. в России был введен мораторий на проведение плановых проверок юрлиц и ИП при осуществлении муниципального и государственного контроля. В частности, такие проверки разрешено проводить только при согласовании с органами прокуратуры, а также при наличии одного из индикаторов риска, установленных приказом ФАС. Эти факторы – превышение тарифа более чем в двукратном размере прогнозируемого изменения цен на товары и услуги компаний, "осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе". "Если такой критерий присутствует, то контролирующий орган сам должен получить согласование прокуратуры", – резюмировала юрист.

В конце декабря 2022 г. действие указанных положений было частично продлено – мораторий на плановые проверки продлен не был, но ограничения на их проведение сохранились.

https://www.high-endrolex.com/42

Закажите обратный звонок,
и мы Вам перезвоним

Спасибо за заказ звонка.
Скоро наш менеджер свяжется с вами.

Мы будем рады диалогу с Вами

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Ответ на заявление (жалобу) будет подготовлен в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а на заявления (жалобы), не требующие дополнительного изучения и проверки, – 15 дней

Отмена подписки

Вы правда хотите отписаться от наших рассылок? Для подтверждения действия, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.

Оформление подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Редактирование подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Обратная связь по факту мошенничества

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО Мы будем рады диалогу с Вами.
Нажимая на кнопку «отправить», Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных