Погоня на роверах: как «Яндекс» вступил в борьбу за лидерство на рынке e-commerce
Среди крупнейших игроков российского рынка электронной коммерции аналитики выделяют Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress. И «Яндекс» в этом списке не первый. К 2025 году три лидера рынка должны занять долю 65%, но кто это будет — вопрос открытый. Как технологический гигант собирается обогнать конкурентов в электронной коммерции?
Управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян за большим столом для переговоров, заставленным гаджетами «Яндекса», показывает на планшете график. «Если посмотреть на поездки «Яндекс.Такси», то видно, как их количество вырастает в дни, когда в стране выдают авансы и зарплаты», — рассказывает он. К концу месяца у пользователей сервиса заканчиваются деньги, и они начинают экономить, отказываясь от поездок. По словам Худавердяна, еще три года назад такие скачки спроса нельзя было заметить, так как сервис был гораздо меньше и некоторые тренды терялись на фоне роста. Сейчас такими же темпами развивается маркетплейс «Яндекса» «Яндекс.Маркет», а также весь рынок электронной коммерции. Если в 2020 году его объем составлял $34 млрд, то к 2025-му он вырастет до $108 млрд, по оценке инвестбанка Goldman Sachs. Российский рынок электронной коммерции — самый быстрорастущий в Европе.
Худавердян прогнозирует, что по итогам года товарооборот всего сегмента e-commerce «Яндекса» вырастет на 200%, хотя сейчас, по данным Goldman Sachs, на него приходится лишь 11% выручки всего «Яндекса». Аналитики Goldman Sachs среди крупнейших игроков российского рынка электронной коммерции выделяют Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress. И «Яндекс» в этом списке не первый. К 2025 году три лидера рынка должны занять долю 65%, но кто это будет — вопрос открытый.
«В e-commerce мы сейчас сфокусированы на том, чтобы догонять ближайшего конкурента — Ozon, это важнейшая тема», — признается Худавердян. Как технологический гигант собирается обогнать конкурентов в электронной коммерции?
Неудачная попытка
О создании собственной торговой площадки в «Яндексе» задумались в 2017 году, развивать ее решили совместно со «Сбером». В августе 2017-го компании подписали соглашение о намерениях создать СП на базе «Яндекс.Маркета» на паритетных началах. «В мае 2018-го мы объявили о создании совместного предприятия со Сбербанком и приняли решение вместе его развивать. А дальше вы уже знаете: инициатива не получилась, скажем так», — говорит Худавердян, подразумевая раздел активов в июле 2020-го. Банк тогда за 2,4 млрд рублей приобрел долю в «Яндекс.Деньгах», а IT-компания за 42 млрд рублей выкупила «Яндекс.Маркет». «В пандемический год мы, по сути, вошли с «Маркетом» самостоятельно и стали уже сами развивать платформу e-commerce с максимальным приоритетом», — комментирует Худавердян.
Не упустил ли «Яндекс» время, создавая совместное предприятие со «Сбером» на рынке электронной коммерции? Худавердян отвечает уклончиво: «Можно считать, что упустили, а можно — ровно наоборот. Сбербанк был компанией, которая более смело смотрела на эту картину. И нам их смелость добавляла уверенности. Возможно, если бы не было этой истории, мы бы тогда не сдвинулись с мертвой точки и сегодня оказались позади Ozon не на один год по развитию, а на годы».
«Маркет» действительно стал более активно развиваться под управлением только «Яндекса», говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. По его словам, структура управления в компании упростилась, а значит, стало меньше согласований. Кроме того, «Яндексу» теперь проще предоставлять дополнительное финансирование на развитие в нужный момент.
В конце июля «Яндекс» обновил прогноз по вложениям в e-commerce из-за ускоренного роста этого сегмента. За весь 2021 год он планирует вложить $650 млн в развитие e-commerce, хотя до этого компания собиралась инвестировать около $400–500 млн. По словам Худавердяна, деньги пойдут в основном на логистическую инфраструктуру: склады, распределительные центры, пункты самовывоза.
Склады и дороги
На конец сентября «Яндекс» запланировал запуск одного из крупнейших складов для возврата в Подмосковье. За несколько недель до открытия обнаружилось, что к нему невозможно подъехать. «Мы считали, что склад у нас уже готов, но команда, которая делала запуск, забыла сказать, что пока нет дороги», — рассказывает Худавердян о курьезах из жизни «Маркета». В итоге дорогу сейчас строят, в том числе на деньги интернет-компании. «Не своими руками там асфальт кладем, но часть инвестиций наша. Зато откроем все, как и планировали», — говорит глава «Яндекса».
Историй из регионов хватает и у конкурентов — руководство Ozon, например, во время командировок может без предупреждения прийти в пункт выдачи заказов. Во время посещения одного ПВЗ в Красноярске, вспоминает операционный директор Ozon Даниил Федоров, посетительница приняла топ-менеджеров компании за надзорную комиссию и строго заявила: «Не трогайте Ozon, а то вы сейчас все тут закроете, нам негде будет покупать товары».
Сейчас у направления e-commerce «Яндекса» (помимо «Маркета», в него входят фудтех-сервисы «Лавка» и доставка продуктов в «Еде») восемь складов общей площадью 260 000 кв. м, их число будет расти, но точных цифр в компании не раскрывают.
Ozon уже запустил девять фулфилмент-центров — «заводов по производству посылок» — общей площадью 270 000 кв. м, куда компания вкладывает основные инвестиции, говорит Федоров. За четыре года Ozon хочет дойти до 1 млн кв. м. Крупные распределительные центры в данный момент строит и Wildberries: в Московском регионе, Санкт-Петербурге и на юге страны.
Впрочем, бизнес «Яндекс.Маркета» — это не только физическая инфраструктура, но и технологии самой крупной в России интернет-компании. По словам Худавердяна, в IT-команде «Маркета» сейчас около 1200 человек. «Электронная торговля — очень сложный бизнес, в котором десятки технологий. Ни одна из них не является серебряной пулей, но все вместе они существенно улучшают продукт», — говорит он. Например, чтобы контролировать качество доставки в регионах, в крупных городах пришлось отказаться от сторонних курьерских служб: невозможно было узнать, доставлен заказ или нет. «Яндекс» закупил много фургонов, на них установил специальные платы телематики, отвечающие за управление автомобилем.
Автопарком фургонов для доставки управляет «Яндекс.Драйв». Платы позволяют мониторить передвижения машины и следить за ее показателями, например уровнем топлива. Еще одна технология, которую «Яндекс» использует «под капотом» «Маркета», — генеративные нейросети. Они позволяют анализировать большие объемы текста в отзывах, а затем создавать на их основе дайджест про конкретный товар. «Скептик скажет: за счет этой технологии нельзя победить Ozon. И я согласен. Но если у нас будет критическая масса разных технологических решений, это существенно улучшит продукт и сделает нас более эффективными в процессах», — говорит глава «Яндекса».
Ozon сделал ставку на «целый пласт технологий», которые отвечают за операционную работу платформы. «У нас в день 2 млн штук товара должны уехать на 100 000 адресов, и все это должно быть доставлено вовремя», — объясняет Федоров. По его словам, здесь у Ozon есть преимущество на рынке и 98% заказов компания доставляет точно в срок. Второй важный блок технологий Ozon отвечает за поисковую систему рекомендаций, без которой «гипермаркет размером в 50 стадионов превратится в средневековый рынок», говорит он.
Одной из главных трудностей для онлайн-торговли в России всегда была логистика, что естественно из-за размеров страны и климата, говорит Михайлин. Именно этим можно объяснить немаленькие затраты, которые сейчас несут все игроки, чтобы занять лидерские позиции, добавляет он.
Роботы против курьеров
На территории главного кампуса Университета штата Огайо в США практически невозможно передвигаться курьерам на автомобилях. С августа 2021 года ежедневно с 9 утра до 9 вечера роль доставщиков там выполняют роверы — автономные роботы, которые «Яндекс» начал тестировать еще в 2019 году. Роверы перемещаются по дорожкам и доставляют студентам и сотрудникам университета еду из американского сервиса Grubhub. «Когда первые роверы приехали в США, интересно было наблюдать отношение к ним детей», — вспоминает Худавердян. Глагол «наблюдать» он использует в прямом значении — на каждом ровере установлены камеры, которые снимают происходящее вокруг устройства, а оператор следит за монитором, на который несколько гаджетов транслируют «картинку».
«В России дети в основном хотят у ровера что-нибудь погнуть, например антенну, что-то оторвать или посидеть на нем. А американские дети любят проверять, что будет, если въехать в него на самокате», — рассказывает Худавердян. И не только дети.
Как-то полицейские перекрыли движение по дороге в кампус в Огайо — они приехали по вызову местного жителя. В это время ровер, не обращая внимания на оцепление, спокойно ехал по своим делам. Пока устройство не умеет взаимодействовать с местной полицией, поэтому полицейский, чтобы пресечь нарушение, просто перевернул его на бок. Когда движение возобновилось, полицейский вернул ровера на колеса, и тот продолжил свой путь.
По словам Худавердяна, в разных странах все чаще обсуждается будущее курьеров-людей на фоне появления курьеров-роботов. «Останутся ли курьеры без работы? К сожалению, сейчас идет обратный процесс: рынок доставок растет настолько быстро, что если прямо сейчас не автоматизировать этот процесс, то через пару лет мы придем к тому, что одна половина человечества будет доставлять товары другой половине», — прогнозирует глава «Яндекса». Поэтому компания делает упор на то, чтобы технологически усовершенствовать роверы и масштабировать их производство. Пока «Яндекс» может выпускать около 100 роверов в месяц — их создает та же Yandex Self-Driving Group в Москве, которая делает беспилотные автомобили. При этом оператор может одновременно мониторить до 10 устройств. Иногда роверы не знают, что им делать, например, как лучше объехать незнакомое препятствие. В этот момент может вмешаться оператор и дать команду. Скачок в технологии произойдет, когда один оператор сможет следить за 100 роверами, говорит Худавердян. Тогда речь пойдет об огромном бизнесе в десятки тысяч роверов в месяц, рассуждает он, и «Яндекс» сможет предоставлять их как услугу, в том числе другим компаниям.
Упор на роботов делает и Ozon, у которого есть лаборатория роботизации в Иннополисе. «Мы верим в роботов и хотим развивать свою внутреннюю экспертизу в этом направлении. Технологии будут развиваться — мы сами инвестируем в такую разработку: в первую очередь в роботизацию фулфилмента, сортировочных центров и последней мили», — говорит Федоров.
Кто первый
Пандемия привела много новых покупателей в онлайн, говорит гендиректор AliExpress Russia Дмитрий Сергеев. По его словам, сейчас на рынке как минимум у четырех игроков есть ресурсы и амбиции, а также свои сильные стороны. «Wildberries уже сейчас номер один по обороту, AliExpress номер один по числу пользователей, и у него самая большая клиентская база, Ozon сделал IPO, и у него есть много денег, «Яндекс.Маркет» интегрирован во всю экосистему «Яндекса», — перечисляет Сергеев.
К 2025 году в топ-5 рынка электронной коммерции войдут Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress Russia, а также, вероятно, «Сбермегамаркет», считает Михайлин. Говорить о том, кто займет какую строчку, сейчас крайне сложно, эти разговоры, по его мнению, скорее относятся к разряду спекуляций.
Впрочем, и сейчас с крупнейшими игроками не все ясно, продолжает Михайлин. По итогам 2020 года AliExpress Russia занимал второе место на рынке, если учитывать кросс-бордер, и девятое место по продажам внутреннего маркетплейса. Первое и второе места с учетом только локальных продаж действительно занимали и продолжают занимать Wildberries и Ozon, говорит эксперт. «Яндекс.Маркет» в 2020 году был на 10-м месте по объему продаж (исключая «Лавку» и «Еду»).
Желание доминировать на рынке эти компании озвучивали уже не раз. AliExpress видит себя в тройке лидеров, собирается кратно расти из года в год и играть все более заметную роль, рассказал Forbes представитель компании. Ozon планирует достичь оборота 2,5 трлн рублей ($34 млрд) к 2026 году, заняв треть рынка. Сбербанк — стать игроком №3 на рынке электронной коммерции к 2023-му с оборотом 0,5 трлн рублей, а к 2030-му — занять 1-е место, обогнав Ozon и Wildberries, заявлял весной первый зампред правления «Сбера» Лев Хасис.
«Если бы мы хотели оставаться маленьким игроком, то предоставляли бы сервис по онлайн-торговле только в Москве. Амбиции быть крупным федеральным игроком в числе лидеров на какой-то из позиций у нас есть. Но зачем сейчас друг друга раздражать? Кто-то из нас будет первый, кто-то второй, кто-то третий. Поживем — увидим», — подытоживает Худавердян.
Авторы: Ирина Юзбекова, Анастасия Карпова
-
6 октября 2021«ВЕЛЕС Капитал» разместит третий выпуск облигаций ООО «Татнефтехим» (BB- от АКРА, прогноз «Стабильный») объемом 300 млн руб.
Инвестиционная компания «ВЕЛЕС Капитал» в качестве организатора приглашает принять участие в размещении третьего выпуска биржевых облигаций ООО «Татнефтехим»
-
4 октября 2021Владельцы алкосетей «Красное & Белое» и «Бристоль» могут привлечь $2 млрд на IPO
Владельцы алкосетей «Красное & Белое» и «Бристоль» могут привлечь $2 млрд на IPO. Источник: Forbes