Риски сезонности и ужесточения регулирования станут для Whoosh ключевыми
Источник: Ведомости
Но у компании при текущих темпах роста бизнеса есть шансы на успешное IPO
Крупнейший российский оператор аренды электросамокатов Whoosh планирует провести IPO. Сроки сделки и параметры предложения компания не раскрывает – только то, что размещение пройдет "в зависимости от рыночной конъюнктуры". Планируется как допэмиссия бумаг, так и продажа части своих долей нынешними владельцами, сообщила компания 28 ноября. При этом акционеры (крупнейший с долей в 44,7% – основатель и гендиректор Дмитрий Чуйко) сохранят значительную долю в Whoosh и продолжат управлять ею.
Привлеченные средства Whoosh планирует использовать на финансирование деятельности, в том числе на расширение парка электросамокатов и экспансию в регионы.
В преддверии IPO Whoosh подала заявление на включение обыкновенных акций в список ценных бумаг, допущенных к торгам на Мосбирже. Согласно проспекту эмиссии бумаг, новые акции в количестве 50 млн шт. будет выпускать ПАО "ВУШ холдинг".
Бизнес кикшеринга
На Whoosh по итогам 2021 г. пришлось около 47% всех поездок на электросамокатах в России. К 30 сентября парк компании вырос в 2 раза с начала года – до 81 800 шт. Группа также развивает бизнес в крупнейших городах Казахстана и Белоруссии, включая Алма-Ату, Астану и Минск. В мобильном приложении Whoosh зарегистрировалось более 11,3 млн человек, годом ранее этот показатель составлял 6 млн человек.
Быстрый рост бизнеса отражается в динамике выручки: за 2021 г. она выросла в 4,8 раза до 4,1 млрд руб. В первом полугодии 2022 г. рост продолжился – показатель достиг 3,2 млрд руб., превысив аналогичный результат 2021 г. в 1,6 раза. Компания прибыльна с первого года существования. За 2021 г. Whoosh заработала 1,8 млрд руб. – это в 8 раз выше показателя 2020 г. Но в первом полугодии чистая прибыль снизилась: до 385 млн против 1 млрд руб. год назад. Согласно отчетности по МСФО, маржинальность EBITDA в январе – июне составила 43%, а чистой прибыли – 12%, пишут аналитики "Тинькофф инвестиций".
Помимо прочего, компания платит дивиденды. Дивидендная политика Whoosh привязана к чистой прибыли и показателю "чистый долг/EBITDA". Если он ниже 1,5, акционерам направляется 50% чистой прибыли, если в диапазоне 1,5-2,5 – 25% чистой прибыли, если выше 2,5 – дивиденды не выплачиваются. В 2021 г. коэффициент составил 0,9, компания направила на дивиденды 1 млрд руб.
Перспективы бизнеса
Whoosh планирует увеличить проникновение сервиса в городах присутствия и выходить в новые города России и на рынки стран СНГ, говорится в проспекте эмиссии. Компания будет учитывать потенциальные возможности города, например структуру населения, средний уровень дохода и плотность транспортных потоков.
Оператор хочет запустить центры восстановления самокатов, в которых будет проводить капитальный и текущий ремонт парка. Первый такой центр планируется запустить в I квартале 2023 г. Whoosh также продолжит локализацию производства наиболее востребованных комплектующих и хочет выпускать собственные модели.
У Whoosh в планах создание "единой платформы городской микромобильности" за счет расширения линейки доступного для аренды транспорта. Компания хочет обеспечить "бесшовное" передвижение по городу за счет интеграции сервиса в городскую систему, например в тарифных планах "Тройки".
Риски
Риски, которые могут негативно повлиять на деятельность Whoosh, делятся в проспекте на семь категорий: финансовые, отраслевые, стратегические, страновые и региональные, правовые, риск потери деловой репутации и связанные с деятельностью компании.
Наиболее значимая угроза – отсутствие полноценного законодательного регулирования в отношении электросамокатов, а также его ужесточение. К моменту публикации проспекта правительство дало электросамокатам статус "средств индивидуальной мобильности" и ограничило максимальную скорость передвижения на них до 25 км/ч. Эти правила начнут действовать с 1 марта 2023 г. Пока же человек на самокате считается пешеходом.
Второй по значимости риск – нестабильность российской экономики. Помимо основного (неустойчивые темпы развития) туда входит влияние ограничений со стороны США, ЕС и других стран. Нет никаких гарантий того, что какие-либо меры, принятые российским правительством для смягчения эффекта санкций, приведут к восстановлению экономики в долгосрочном периоде, признают в Whoosh.
После нестабильности экономики идет угроза возможных военных конфликтов и дальнейшие санкции. Whoosh не может полностью исключить введение чрезвычайного положения в отдельных регионах, где компания ведет свой бизнес, и в России в целом. А в связи с проведением спецоперации на Украине эти риски повысились и не могут быть оценены Whoosh, так как зависят не от компании, а от ситуации в мире, России и отдельных ее регионах.
Четвертый значимый риск – конкуренция. Как в сегменте электросамокатов, так и в транспортном секторе в целом (автобусы, автомобили, трамваи, метро, пешие прогулки и проч). Основные конкуренты Whoosh – Urent и "Яндекс Go". Компания также конкурирует с городскими сервисами велопроката и сервисами каршеринга Delimobil, "Яндекс Go", "Ситидрайв" и Belka Car, сервисами такси ("Яндекс Go" и "Ситидрайв"). Некоторые из этих компаний, считают в Whoosh, могут иметь больше ресурсов (финансовых, технических, маркетинговых и проч.), узнаваемости среди потребителей и более широкую пользовательскую базу.
Для минимизации риска Whoosh изучает данные рынка, на их основе наращивая размер флота во всех городах присутствия. Для удержания пользователей компания разрабатывает программы лояльности, промопроцессы с использованием сегментации потребителей на основе их поведения и новые тарифы и пакетные предложения.
Пятый риск – воздействие погодных условий. Сезонность бизнеса (там, где присутствует Whoosh, холодный период приходится на ноябрь – март) может создавать риски управления денежными потоками. Но компания учитывает этот фактор при их прогнозировании, создавая запас ликвидности в высокий сезон для функционирования бизнеса в холодный период. Кроме того, сезонность результатов деятельности может измениться за счет экспансии в южных регионах.
Whoosh выделяет ряд других потенциальных угроз: негативное освещение отрасли в информационном поле, трудности с анализом бизнеса и перспективами его развития из-за ранней стадии развития рынка, сложности с привлечением новых пользователей, резкое колебание курсов валют (основные комплектующие закупаются в Китае в юанях) и цен на запчасти, снижение потребительской активности, падение рентабельности бизнеса из-за высокой инфляции, рост ставок по кредитам (в июне компания привлекла рублевый облигационный заем на 3,5 млрд руб. с квартальным купоном под 13,5% годовых на три года) и проч.
Не время для IPO
Сейчас не лучшее время для размещений, считают аналитики. Спрос на бумаги заметно упал, напоминает эксперт по фондовому рынку "БКС мир инвестиций" Валерий Емельянов: обороты торгов в российском сегменте акций за последние полгода сократились на треть. Поэтому многие компании пока не решаются выходить на биржу, хотя желающих было довольно много, обращает внимание Емельянов: от "Сибура" до "Делимобиля".
Основные инвесторы на российском рынке теперь граждане, а не фонды, добавляет аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» Артем Михайлин. В таких условиях большинство компаний не уверены, что смогут получить при размещении оценку, на которую рассчитывали. К этому добавляется и то, что риски и ограничения от публичного статуса теперь для некоторых перевешивают плюсы, объясняет эксперт.
С другой стороны, продолжает Емельянов, у инвесторов есть дефицит идей. Если на рынке всего одно IPO в год, то при правильном подходе оно почти обречено на успех, полагает он: инвесторы будут покупать хотя бы из интереса к новой бумаге. Существуют инвесторы, которые хотят вкладываться в IPO при любом внешнем фоне, замечает аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын. На таком фоне Whoosh с выручкой в 3,2 млрд руб. за первое полугодие выглядит монстром, признает эксперт. Поэтому если российские инвесторы не радикально отличаются от остальных, то IPO сервиса Whoosh на Московской бирже вызовет интерес у широкого круга. Тем более у компании есть все шансы показать годовой оборот свыше 6 млрд руб. выручки – такая история, конечно, привлечет инвесторов, согласен Емельянов.
Когда сервисы кикшеринга (аренды самокатов) только появлялись, не было уверенности, что эта бизнес-модель может быть жизнеспособна в России за пределами МКАД, иронизирует Михайлин. Также бизнес считается сугубо сезонным и невостребованным почти полгода, пока лежит снег. На деле пока Whoosh удавалось демонстрировать крайне быстрый рост, кратно расширяя флот и число оперируемых локаций, отмечает аналитик, а также демонстрировать высокую рентабельность – даже несмотря на появление крупных конкурентов вроде "Яндекса", резюмирует эксперт.
Основными рисками для показателей деятельности Whoosh может стать общая макроэкономическая конъюнктура, усиление регулирования со стороны администраций городов и ГИБДД, а также высокая конкуренция, считает управляющий директор по инвестициям УК ПСБ Андрей Русецкий.
-
29 ноября 2022«ВЕЛЕС Капитал» — соорганизатор размещения биржевых облигаций ПАО «Магнит» серии БО-004Р-01 объемом 15 млрд рублей
«ВЕЛЕС Капитал» выступает соорганизатором размещения биржевых облигаций ПАО «Магнит» серии БО-004Р-01 объемом 15 млрд рублей
-
29 ноября 2022"Яндекс" объявил о планах по разделу компании
"Яндекс" объявил о планах по разделу компании. Источник: Ведомости