https://www.high-endrolex.com/42

Вырастить будущее

26 июля 2019

 

Почему «размер» инвестиций в образование не имеет определяющего значения для ребенка, рассказывает Дмитрий Бугаенко, управляющий партнер группы компаний «Велес Капитал».

Идея этой статьи зрела у меня давно, но итоговым толчком стал случай, произошедший в сентябре прошлого года. Звонит мой хороший, старинный товарищ и хочет посоветоваться. Дело в том, что его пригласили выступить 1 сентября перед только что поступившими студентами одного из ведущих российских экономических вузов. Формат – 5 минут. Вот он и спрашивает у меня: «Что сказать ребятам?» А я уточняю: «Какой факультет? Специальность?» Он отвечает: «Бухучет, финансы и кредит». И тут я понимаю: если быть честным, надо признаться – пока они проучатся пять лет, их будущая профессия с очень большой долей вероятности перестанет существовать.


Потом я долго не мог успокоиться, отделаться от мысли, что в каждой семье поступившего наверняка были сомнения, семейные советы и консультации, но они почему-то закончились выводом, что бухучет – всегда кусок хлеба с маслом и счастье. И вывод этот был ошибочен.


Недавно глава Apple Тим Кук заявил, что обучение в университете не дает реальных преимуществ выпускникам на работе, а половина штата компании не имеет высшего образования. Дополнительным доказательством для его слов стали результаты Стэнфордского исследования, опубликованные буквально недавно Quartz. Согласно опросам, успехи человека на работе и во взрослой жизни зависят от степени усердия, независимо от того, где учатся студенты – в обычном университете или самом престижном. Выпускники элитарных колледжей и университетов, наоборот, могут реже добиваться профессиональных успехов. В чем причина? Видимо, в том числе, в родителях: дети во взрослой жизни продолжают думать, что успеха добиться так же просто, как попасть в хороший колледж.

Увлеченность важнее


За последний год я провел четыре ярких встречи – в числе прочих – с представителями нового поколения. Кратко опишу их:

Первая встреча. На прошлом Санкт-Петербургском экономическом форуме я обедал за одним столом с молодым владельцем компании – системного интегратора. Штат программистов – более 250 человек. Вот я и задал ему вопрос из прошлого века, поскольку я человек из прошлого века: «На выпускников каких вузов вы ориентируетесь»? Ответ был обескураживающим: «Никаких. Мы ориентируемся на конкретные знания и умения. Обычно это ребята, которые фанатично программируют с 6-го класса, постоянно учатся онлайн, но часто не имеют высшего образования». «Позвольте, но где тогда учатся выпускники миллиона имеющихся в России факультетов программирования»? «Я не знаю, – сказал он мне, – но подозреваю, что они работают не по специальности».

Вторая. Молодой человек, 30-ти с небольшим лет. Очень востребованный фото- и видеохудожник, работающий со спортивной тематикой. Коммерчески успешен, фанат своего дела: постоянно учится онлайн и офлайн, но каждый раз не более двух недель. При этом в России миллион операторских факультетов, где надо учиться 5 лет, а после невозможно найти работу.

Третья. Предприниматель-машиностроитель из Барнаула, который разрабатывает и продает интересную технику, в том числе за рубеж. Штат конструкторов – более 30 человек. Задаю ему тот же вопрос: «На выпускников каких вузов вы ориентируетесь, нанимая конструкторов»? Ответ: «Мы не очень смотрим на дипломы. Мы даем на собеседовании собирать сложные LEGO на время. Придумали делать так несколько лет назад, и результат нас вполне устраивает».

Четвертая. Тренер-реабилитолог, 30-ти с плюсом лет, необычайно увлеченный. Постоянно учится онлайн и офлайн, не пропускает семинаров ни одной приезжей звезды реабилитологии. Один из лучших, я считаю, в Москве специалистов по биомеханике. При этом образование – заочный факультет реабилитологии глубоко провинциального российского города.


Вопросы поколений


Инвестиции в образование волнуют родителей детей от 0 до 30 лет. Сначала хочется лучше понять сильные стороны ребенка и начать специализацию как можно раньше – с помощью секций и кружков. К окончанию средней школы выбор кажется буквально судьбоносным: какой ВУЗ, специализация? Или же сразу ориентироваться на международное образование? Зачем тратить 4-6 лет на учебу, если основные навыки можно не только получить за два месяца на хороших курсах, а потом сразу их применить? Что лучше: ориентироваться на тренды, традиции семьи или на склонности ребенка?


Случаи, когда ребенок к началу 11-го класса явно тяготеет к какой-либо профессии, – скорее исключение. Большинство не имеет четкого понимания, кем хочет стать, и уровень опасения детей за будущее ниже, чем у родителей. Они твердо уверены, что все меняется стремительно, нет возможности построить долгосрочные планы. Для многих школьников и студентов нет проблемы в том, чтобы что-то начать, ошибиться, бросить, начать заново. Сам факт поступления в ВУЗ – это дань уважения родителям, новый круг общения, но не ступенька в светлое будущее большой карьеры.


Что же можно посоветовать современным родителям, чтобы помочь детям в новом, часто непонятном для нас мире?

 

По способностям



С самого раннего возраста озаботиться развитием когнитивных способностей ребенка и воспользоваться психо-профессиональным тестированием. «С самого раннего – это с какого?» – спросите вы. Я бы рекомендовал книгу «После трех уже поздно», написанную Ибука Масару и посвященную развитию детей до трех лет. Ибука Масару не психолог и не педагог, в 1946 году он создал всемирно известную компанию SONY. В 1971 году издал эту книгу, причем писал ее, основываясь на личном опыте и наблюдениях. Его интуитивный вывод лаконично сформулирован в названии, но для него есть вполне научная доказательная база. В работах таких авторитетов прошлого века, как Арнолд Гезелл, Томас Бауэр, Брукс Уайт отмечается, что 90% показателей, составляющих характер человека, формируются в первые 34 месяца. Более свежие исследованияя в области нейробиологии говорят, что самым активным периодом роста числа нейронов и связей между ними в мозге являются те же первые 2,5 года жизни. Поэтому изучать своего ребенка на предмет склонностей, сильных и слабых сторон, имеет смысл как можно раньше. Зачем? Чтобы создать условия для развития, которые подходят именно ему. Новая реальность дает для этого массу вариантов: бесплатные онлайн-тесты, психологические консультации, монументальные и качественные программы профориентации для подростков, например бизнес-школы «Сколково».

Надо признать, что люди рождаются и развиваются с очень разными картами своих когнитивных возможностей. Я это отчетливо понял, когда пользовался тренажером развития WIKIUM. Оказалось, что некоторые задания я могу делать лучше, чем 80% пользователей, а некоторые – лучше, чем 15%. Это объясняется особенностями моего когнитивного аппарата. И не учитывать его – то же самое, как отдать маленького ростом мальчишку в секцию баскетбола.

 

Вред сидения


Нужно приложить максимум усилий, чтобы у ребенка сформировалась гармоничная биомеханика тела. Особенно это касается городских детей. Еще Петр Лесгафт и Иван Сеченов изучали влияние двигательной активности на психическое и умственное развитие человека. Вывод психофизиологии очень прост: двигательная активность идет параллельно развитию высших психических функций с самого рождения. И чем сложнее двигательная активность, чем больше совершенствуется биомеханика, тем выше вероятность развития высоких когнитивных способностей. То есть занятия в детстве игрой на скрипке или ушу повысят возможность того, что в университете человеку будет легче искать седловую точку Лагранжа и брать интеграл Лебега. Ребенок станет не просто спортивным и здоровым (что само по себе прекрасно), но и умным и способным. Для мальчиков могут быть рекомендованы игровые виды спорта и мягкие стили единоборств, для девочек – игровые виды спорта и танцы.

Недавно я разговаривал с директором начальной школы одной из самых дорогих московских частных школ. С ее слов двигательная раскоординированность – «бич» многих первоклассников. Им трудно осваивать письмо, а следом и все остальное. Поскольку стоимость обучения в школе очень высокая, можно сделать вывод, что это дети, столкнувшиеся с дефицитом лазания через заборы и избытком передвижения на автомобилях представительского класса.

 

Научить концентрации


Нужно уберечь ребенка в детстве и юности от цифрового деструктива. Хочу представить медицинские названия двух новых психических расстройств: цифровое слабоумие и информационная псевдодебильность. Первое – расстройство, при котором человек проявляет признаки слабоумия вследствие чрезмерного потребления информации. Второе – расстройство, при котором человек проявляет признаки клинической дебильности, но без органических поражений мозга. Для родителей, желающих испугаться, могу порекомендовать две книги: Манфред Шпитцер «Антимозг» и Тео Комперноле «Мозг освобожденный». Для тех, кто не хочет, постараюсь быть краток, хотя тема и сложная. Практически в любое время и в любом месте – метро, электричке, постели, кафе, работе, туалете – люди заняты бесконечным потреблением информации сомнительного содержания: это музыка, сериалы, лента новостей, мемы и т.д. и т.п. Но мышление и потребление информации – это взаимоисключающие процессы. За обработку и распаковку информации отвечает центральная исполнительская сеть, а за мышление (то есть структурирование информации в сложные интеллектуальные модели) – дефолт-система мозга. Однако они не могут функционировать одновременно.


Как развиться мышлению, если мозг постоянно занят поглощением информации? Мышление становится плоским и примитивным настолько, что человек начинает оперировать обобщенными категориями. Это касается не только детей, но и взрослых. Могу сказать о себе: когда я передвигаюсь за рулем по маршруту, которым я езжу по Москве уже 30 лет, моя рука тянется к навигатору. Кажется, что это «удобно», однако так отказывается работать дефолт-система мозга. Желает включиться центральная исполнительская сеть, которая хочет услышать конкретное: «Поверните через 300 м направо». Проще говоря, постепенно начинается оглупение.


Сегодня требуются сверхусилия, чтобы не глупеть от переизбытка информации. Поддерживать, а лучше развивать свою дефолт-систему мозга в современном цифровом мире – это реальный вызов. Билл Гейтс, которого сложно заподозрить в предвзятом отношении к прогрессу, разрешает wi-fi только на два часа у себя дома. В серьезных зарубежных и московских школах гаджеты сдаются учениками в 8 утра и возвращаются им перед уходом домой.


Вот, что говорит в своем интервью Татьяна Черниговская, одна из самых крутых российских ученых в области нейронауки и психолингвистики. Татьяна говорит, что развиваться можно, только делая сложную работу: читая сложные книги, смотря сложные фильмы, слушая сложную музыку. Чем труднее умственная работа, тем сложнее нейронная сеть и развитее человек. Потребление информации с гаджета не является сложной работой.

 

Попасть в поток  


Приложите усилия, чтобы ребенок нашел то, чем он серьезно и реально увлечется. По-настоящему успешные люди очень увлечены предметом своей деятельности: они испытывают состояние полной включенности в процесс, которое дает сверхспособности и обеспечивает сверхрезультаты. В него погружены многие ученые, исследователи, бизнесмены, руководители. Успешного человека обычно «прет» от того, чем он занимается, будь то квантовая физика или бадминтон. А тот, кого не «прет», редко бывает успешным. Концепция предложена Михаем Чиксентмихайи, и в нее входят практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. 

 

Мягкий коучинг  


Не навязывайте сознательно или подсознательно пути выбора профессии, подсказанные родительскими комплексами или недореализованностью. Не ориентируйтесь на выгодные профессии прошлого или на свой опыт: он очень ограничен. Отдельная обычная семья, даже очень успешная, образованная и обеспеченная, вращается в комьюнити примерно 10-15 профессий. А в мире профессий – несколько тысяч.


Дайте возможность ребенку сделать собственную ошибку хотя бы иногда: ошибки нас развивают и формируют. Старайтесь в вопросе выбора профессии быть коучем в общении с ребенком. Профессиональный коучинг включает такие техники как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнение – они помогают изменить перспективу. Например в новом мире надо быть готовым к возможной будущей кардинальной смене профессии. Обсудить это с подростком можно по-разному. У кого-то – спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать программистом?» Тревожному ребенку предложить подумать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать». Или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Петя всю жизнь мечтал стать юристом, но разочаровался и решил уйти в другую сферу. Теперь он думает, чем заниматься».


С раннего детства дать ребенку опыт возмездного труда – не в своей семье, а во внешнем мире – раньше это называлось трудовым воспитанием. Мне довелось вырасти в генеральской семье, но я благодарен своим родителям, что они не закормили меня так, чтобы я не мог не двигаться. Хотя имели для этого все возможности. Например после 7-го, 8-го, 9-го классов летом мы ездили в трудовой лагерь в Ростовскую область собирать яблоки и подвязывать виноград. На 1-м курсе до армии я работал грузчиком на продуктовом складе. На 3-м у меня уже был патент на столярные работы. И то, что время, проведенное в этих занятиях, было потрачено не зря, а деньги были лишь побочным положительным эффектом, я понял совсем недавно.

 

Люди будущего


Ответственный родитель обязан разобраться в будущих трендах рынка труда. Есть масса аналитики на эту тему: списки умирающих профессий, появляющихся и дефицитных. Дети подсознательно очень ждут нашего мягкого совета (коучинга), хотя внешне они и относятся критически к взрослым и к родителям. Мы обязаны напрячься и постараться представить тот мир, в котором будут жить наши дети, просто из чувства ответственности перед ними. Я бы рекомендовал прочитать «Неизбежно» Кевина Келли, «Технологии четвертой промышленной революции» Клауса Шваба, «Краткая история Будущего» Юваль Ной Харари.

Основной вывод из этого чтения таков: развивайте в ребенке гибкость и надпрофессиональные навыки, которые позволят быстро адаптироваться к изменяющейся реальности, сохранять конкурентоспособность в любой экономической и технологической обстановке.

В докладе «Навыки будущего» от Агентства Стратегических Инициатив названы основные навыки, которые понадобятся человеку в мире будущего:

Системное мышление – умение определять сложные системы и работать с ними).

Навыки межотраслевой коммуникации – понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях.

Умение управлять проектами и процессами.

Программирование IT-решений, управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом.

Клиентоориентированность.

Мультиязычность и мультикультурность: свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах.

Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.

Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач.

Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.

Условия для развития этих навыков нужно закладывать уже с детского возраста, чтобы раскрыть в ребенке потенциал «творца» и сформировать мышление, направленное на созидательную деятельность. Что ж, не будем пускать на самотек будущее своих детей, поможем им вдумчиво, тактично и мягко.

 

https://www.high-endrolex.com/42

Закажите обратный звонок,
и мы Вам перезвоним

Спасибо за заказ звонка.
Скоро наш менеджер свяжется с вами.

Мы будем рады диалогу с Вами

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Ответ на заявление (жалобу) будет подготовлен в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а на заявления (жалобы), не требующие дополнительного изучения и проверки, – 15 дней

Отмена подписки

Вы правда хотите отписаться от наших рассылок? Для подтверждения действия, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.

Оформление подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Редактирование подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Обратная связь по факту мошенничества

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО Мы будем рады диалогу с Вами.
Нажимая на кнопку «отправить», Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных