«Яндекс» удивил
Источник: Ведомости
"Яндекс" опубликовал сильные итоги за прошлый год, превзошедшие ожидания рынка: IT-гигант нарастил клиентскую базу, прибыль и выручку и пока заявляет о сохранении темпов роста в ключевых сегментах бизнеса.
Основной фактор неопределенности для бумаг компании – изменения в структуре собственников
Российский технологический гигант "Яндекс" 15 февраля раскрыл финансовые результаты за 2022 г.: группа улучшила показатели по всем видам бизнеса. Общая выручка компании достигла 522 млрд руб. (+46% г/г) при маржинальности по скорректированной EBITDA в 12,3% (год назад 9%). Чистая скорректированная прибыль составила 10,8 млрд руб. (+34%), правда в IV квартале упала в годовом выражении на 72% до 747 млн руб.
Акции "Яндекса" на Мосбирже после публикации отчетности сначала незначительно росли, но затем начали снижаться на 0,32%, а день закончили в минусе на 2,04%. Впрочем, индекс Мосбиржи за этот день просел сильнее, потеряв 2,95%.
Как поработал "Яндекс"
В своем релизе о результатах деятельности "Яндекс" не упоминает, как на результаты повлияла сделка с VK: в обмен на медийные активы группа получила контроль над Delivery Club. Основную часть выручки принес сегмент "Поиск и портал" – она достигла 225 млрд руб. (+38% г/г). Скорректированная EBITDA поискового сегмента составила 117 млрд руб. (+45%), рентабельность – 52%. При этом за IV квартал 2022 г., когда "Яндекс" уже продал VK "Новости" и "Дзен", выручка "Поиска и портала" выросла на 47% год к году до 69,7 млрд руб. Такую динамику в компании объяснили хорошими результатами рекламной сети самого "Яндекса" и ростом рекламы в поисковике (отчасти на фоне изменения конкурентной среды).
Доля "Яндекса" на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в IV квартале составила в среднем 62,6%, тогда как в конце 2021 г. – 60,2%.
Электронная коммерция, логистика и райдтех принесли суммарно 260 млрд руб. выручки (+57%). Больше всего заработал райдтех – валовая стоимость заказов выросла на 30% и достигла 763 млрд руб. Но весь сегмент продолжает генерировать убытки: по EBITDA за весь 2022 год он хоть и сократился на 37% до 19 млрд руб., но в IV квартале вырос на 45% до 10,6 млрд руб. Рост убытка объясняется увеличением масштаба бизнесов сегмента электронной коммерции, а также приобретением Delivery Club. За 2022 г. и IV квартал товарооборот в сервисах электронной коммерции ("Яндекс.Маркет", "Лавка", доставка продуктов из магазинов в "Еде" и Delivery Club) вырос на 92 и 90% – до 308 млрд и 112 млрд руб. соответственно. Такие темпы роста в компании объясняют появлением в продаже уникальных товаров (состоящих в основном из оставшегося ассортимента российского подразделения IKEA), а также "эффективным ценообразованием и успешными маркетинговыми кампаниями в преддверии периода высокого спроса".
Число подписчиков "Яндекс плюса" на конец IV квартала 2022 г. достигло 19,3 млн, увеличившись на 66% год к году.
Общие операционные расходы "Яндекса" за 2022 г. и отдельно за IV квартал выросли на 38 и 40% – до 508 млрд и 189 млрд руб. соответственно.
Их увеличение cвязано с инвестициями в развитие электронной коммерции, райдтеха, доставки, сегмента развлечений, а также с ростом численности персонала (+16% до 21 000). Среди дополнительных расходов – компенсация сотрудникам, которые после остановки торгов расписками на NASDAQ потеряли опционы: на это "Яндекс" выделил 18,5 млрд руб., говорится в отчете. ЛУЧШЕ ОЖИДАНИЙ Результаты "Яндекса" оказались выше ожиданий рынка. Выручка и EBITDA за IV квартал на 5% выше ожиданий аналитиков "БКС мои инвестиции" – в основном за счет позитивной динамики в сегменте поиска и портала, отмечает старший аналитик Мария Суханова. "Яндекс" к тому же отметил сохранение сильных трендов в сегменте в январе, напоминает она.
В связи с уходом многих IT-компаний с российского рынка в основных сегментах бизнеса "Яндекса" увеличивается клиентская база, пишут в своем Telegram-канале аналитики ПСБ.
Главным направлением роста для "Яндекса" остается электронная коммерция, где товарооборот прибавил более 90%, хотя разрыв по абсолютному показателю с Wildberries по-прежнему кратный, отмечает аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын. Wildberries еще в ноябре сообщила о выручке в 1,1 трлн руб. за девять месяцев (+95%). Направление электронной коммерции важно тем, что его и в ближней, и в дальней перспективе обслуживают передовые технологии "Яндекса", которые постепенно позволят увеличить долю рынка. Хотя EBITDA сегментов райдтеха и электронной коммерции отрицательная, она вдвое меньше по абсолютной величине, чем годом ранее, указывает эксперт. Что касается динамики акций в течение дня, то их цена обычно не связана с финансовыми показателями "Яндекса", объясняет Делицын: рынок считает, что самое важное – не отчетность, а структура активов, направления развития и, главное, наличие будущих оптимистических покупателей акций на рынке. Возможно и то, что некоторые инвесторы фиксируют прибыль на хорошей отчетности, добавляет Суханова.
Что будет дальше
Из-за сохраняющейся высокой степени неопределенности в геополитике и макроэкономике в "Яндексе" не дают прогнозов финансовых показателей. Среди грядущих изменений в структуре собственников – возможность выделения основной части бизнеса, включая некоторые зарубежные направления, в отдельную группу компаний с сохранением бренда "Яндекса".
Головная компания, нидерландская Yandex N.V., со временем выйдет из числа акционеров новой группы и сменит название. Также рассматривается возможность изменения корпоративной структуры и передачи управления выделяемой группой менеджменту "Яндекса".
В конце 2022 г. бывший глава Счетной палаты Алексей Кудрин вышел в "Яндекс" на пост советника по корпоративному развитию. Основатель компании Аркадий Волож предложил Кудрину 5% акций "Яндекса" ($325 млн) за помощь в разделении активов IT-компании, писали российские СМИ.
Дальнейшим драйвером для роста бумаг "Яндекса" могли бы стать пояснения менеджмента о том, как будет осуществляться процесс смены юрисдикции, говорит аналитик УК "Альфа-капитал" Юлия Мельникова. Сроки реструктуризации бизнеса не известны, к тому же это решение должно быть одобрено акционерами. Условия выделения активов представляют основной риск для акционеров, добавляет портфельный менеджер УК "Открытие" Ирина Прохорова. Сейчас компания, по оценке БКС, торгуется с прогнозным показателем 9.2x EV/EBITDA на 2023 г., что привлекательно для игрока с перспективами высокого роста.
2023 год принесет некоторое замедление темпов роста выручки по всем направлениям, прогнозирует портфельный управляющий УК "Первая" София Кирсанова: в "Поиске" (до 15%) – на фоне охлаждения на рынке рекламы, в электронной коммерции, райдтехе и доставке (до 35-40%) – за счет снижения спроса на услуги такси и каршеринга, в медиасервисах (с 72,7 до 40-45%) – из-за эффекта высокой базы 2022 г. (уход Spotify), в прочих бизнесах (с 85 до 30-40%) – на фоне возможного ограничения в поставках оборудования для строительства дата-центров. Но Кирсанова ожидает улучшения показателей рентабельности по всем направлениям бизнеса, кроме "Поиска" (снижение маржинальности EBITDA с 52 до 50%), что должно удержать или даже улучшить общий показатель рентабельности компании.
В БКС рекомендуют покупать акции "Яндекса", а целевая цена на год – 3500 руб. (+74%). В "Тинькофф" также сохраняют позитивный взгляд на бумаги "Яндекса" с целевой ценой в 2600 руб. (+29%). "Яндекс" действует в широком спектре сегментов, отмечает аналитик ИК "Велес капитал" (акции на пересмотре) Артем Михайлин, а конкуренты в основном специализируются только на одном или паре. С этой точки зрения "Яндекс" остается лучшей идеей с диверсификацией по рынку IT, считает эксперт .
Из-за сохраняющейся высокой степени неопределенности в геополитике и макроэкономике в "Яндексе" не дают прогнозов финансовых показателей