IPO: статистика и площадки


С начала года произошло значительное оживление на рынке первичных публичных размещений. В странах Европы и Азии в 1-м квартале 2014 г. объем привлеченных на биржах средств вырос более чем в два раза. Пока противоположная ситуация в России — в 1-м квартале 2014 г. прошло только одно публичное размещение российской компании — IPO Ленты, ряд размещений был отложен. Что и на каких условиях предлагают биржевые площадки — памятка эмитенту.


Текст: Анна Нагорных


Мировой рынок IPO

Общий объем средств, привлеченных компаниями при IPO во всем мире в 1-м квартале 2014 г., составил 47,2 млрд долл., что почти вдвое — на 98% — больше, чем в 1-м квартале 2013 г., и является лучшим первым кварталом с 2010 г. Больше всего средств привлекли американские компании — 10,7 млрд долл., на втором  месте идут китайские — 8,5 млрд долл., на третьем — японские — 4,9 млрд долл. Европейские эмитенты заметно увеличили свою долю — с 22% в начале 2013 г. до 35% в первом квартале этого года. За первый квартал европейские компании привлекли в общей сложности 16,3 млрд долл., что для Европы является лучшим началом года за последние 14 лет начиная с 2000 г.

Очевидный рост показал и азиатский рынок IPO — в первом квартале общий объем составил 12,7 млрд долл., что в четыре раза больше, чем годом ранее (3,3 млрд долл.).


2014_ipo_1.jpg

Специфика российского рынка

Оживление российского рынка первичных публичных размещений в 2010—2011 гг. после падения в 2008—2009 гг. сменилось стагнацией в 2012—2013 гг. Отдельные яркие размещения Yandex, Luxoft или ТКС Банка подтверждают общую картину: чтобы разместиться, российскому эмитенту необходимо продемонстрировать исключительную особенность и красивую инвестиционную историю. Но пока присущие российскому рынку государственное стимулирование по размещению на внутреннем рынке и высокая оценка компаний при размещении не приносят успеха. Так, из 25 IPO, проведенных компаниями с российскими активами с начала 2011 г., лишь шесть прошли на российском рынке, остальные — в Лондоне или Нью-Йорке. Из-за отсутствия внутреннего инвестора эмитенты предпочитают выходить на зарубежные площадки, где более высокий спрос на бумаги. А высокая оценка приводит к отказам от размещений в процессе проведения road-show, либо после размещения котировки ценных бумаг снижаются гораздо сильнее, чем фондовые индексы.

2014_ipo_2.jpg


Биржевые площадки

Наибольшей популярностью среди компаний малой и средней капитализации пользуются альтернативная площадка AIM Лондонской биржи и Рынок инноваций и инвестиций (РИИ) Московской биржи.
На июнь 2014 г. на этих площадках зафиксировано 40 российских эмитентов, в том числе компании, которые прошли лишь процедуру листинга на бирже (это касается сектора РИИ). Если говорить о классических IPO, то таких за период 2005—2013 гг. было 33.

17 размещений прошло на AIM: Волга-Газ, Prosperity Russia Domestic Fund, Timan Oil & Gas, MirLand Development Corporation, ROSE GROUP (RGI International), Teleset Networks, Prosperity Voskhod Fund, PetroNeft Resources, Baltic Oil Terminals, Matra Petroleum, Aurora Russia, Amur Minerals Corporation, International Marketing & Sales Group, Зиракс, Urals Energy, Рейвен Россия, Рамблер Медиа.

8 — в секторе РИИ: «Живой офис», «Мультисистема», Ютинет.Ру, «Фармсинтез», «Русские навигационные
технологии», ДИОД, Институт стволовых клеток человека, «Армада».

6 — на NASDAQ: QIWI, CIS Acquisition, Яндекс, Black Earth Farming, West Siberian Resources, СТС Медиа.

2 — на Deutsche Borse: WorldWide Papa's, Группа IBS.

Появляются и конкурирующие центры — Гонконг и Шанхай. Наилучшие шансы забрать российских клиентов у Лондона и Нью-Йорка имеет Гонконг. Пока что это единственная незападная площадка, где у россиян есть удачный опыт размещений.



2014_ipo_3.jpg


2014_ipo_4.jpg


1 Указанные суммы актуальны при условии, что отсутствует необходимость в реструктуризации бизнеса (в целях приведения последнего в соответствие с требованиями, предъявляемыми правилами AIM рынка и NOMAD-ом).
2 С момента первой встречи с участием всех сторон и до публикации предварительного документа о допуске на AIM. При условии, что отсутствует необходимость в реструктуризации бизнеса (в целях приведения последнего в  соответствие с требованиями, предъявляемыми правилами AIM рынка и NOMAD-ом).


Также в номере
  • Компании

    Маленькая компания с большим портфелем инноваций. Интервью с президентом инновационной фармацевтической компании Всеволодом Киселевым.

  • Точка зрения

    О новых надеждах рынка прямых инвестиций

Закажите обратный звонок,
и мы Вам перезвоним

Спасибо за заказ звонка.
Скоро наш менеджер свяжется с вами.

Мы будем рады диалогу с Вами

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Ответ на заявление (жалобу) будет подготовлен в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а на заявления (жалобы), не требующие дополнительного изучения и проверки, – 15 дней

Отмена подписки

Вы правда хотите отписаться от наших рассылок? Для подтверждения действия, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.

Оформление подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Редактирование подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Обратная связь по факту мошенничества

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО Мы будем рады диалогу с Вами.
Нажимая на кнопку «отправить», Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных