Покоряя сердца локомотивов


Парк локомотивов в России и странах СНГ активно обновляется. До 2030 г. потребность РЖД в локомотивах, по прогнозам компании, превысит 23 тысячи, в частности, из-за высокого уровня износа тягового состава. За этот период компания готова потратить на покупку новой техники 1 трлн руб. В Украине картина похожая – «Укрзализныця» (национальная железнодорожная компания Украины) планирует закупить техники на сумму не менее 2,1 млрд долл. в ближайшее время. «Сердцем» локомотива является тяговый привод, электродвигатели и генераторы. Их производят на нескольких предприятиях на территории бывшего СССР – в том числе на Смелянском электромеханическом заводе в Украине, директор которого Дмитрий Коцеруба провел корреспондента «И.» по цехам завода и рассказал, что ждет отрасль в будущем.


Интервью: Юлия Витковская


И./ Прежде чем говорить о будущем завода и отрасли, хотелось бы узнать историю предприятия.

У завода богатая история. Основан в 1876 году, когда министром путей сообщения графом Владимиром Алексеевичем Бобринским были открыты главные мастерские для ремонта паровозов и вагонов. В 1961 году проведена реконструкция для возможности ремонта электрических машин тепловозов, получен статус электромеханического завода. Предприятие стало ремонтным заводом союзного значения. В 1988 году достигнуты наивысшие показатели по ремонту электрических машин тепловозов, ведутся поставки за рубеж: в Венгрию, Польшу, Германию, Монголию, на Кубу. В 1991 году завод переходит на работу в условиях аренды с правом выкупа предприятия как целостного имущественного комплекса. В 1994 году Фонд госимущества Украины выдал заводу «Свидетельство о собственности», которое зафиксировало факт приватизации завода организацией арендаторов. С 1 января 1999 года на базе существующего общества создается новое Открытое акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Смелянский электромеханический завод».


И./ Какие изменения произошли за последние годы и чем живет предприятие сейчас?

Пять лет назад принята новая стратегия развития, подразумевающая уход от ремонтной специализации к созданию предприятия полного цикла. Сейчас эта стратегия реализуется, и если раньше 100% выручки приходилось на ремонт двигателей, то сейчас больше 60% выручки формируется за счет производства новой техники. При этом мы не забываем про ремонт. Мы хотим сфокусироваться на обслуживании полного жизненного цикла двигателей – от производства до ремонта. Наши заказчики крайне заинтересованы в этом. Сейчас мы наращиваем выпуск новых двигателей, ремонтируем старые, активно участвуем в процессе модернизации локомотивного парка железных дорог России, Украины, стран Прибалтики, Монголии, Средней Азии. В прошлом году мы увеличили объем выпуска и продаж в 1,7 раза по сравнению с 2010 годом. В 2012 году планируем увеличить эти показатели почти в три раза. За три года хотим стать лидером на территории СНГ и Прибалтики по тяговому приводу.


И./ Планов много, но и конкуренты не дремлют. Кто ваши конкуренты и как вы планируете завоевывать рынок?

Мы аккуратно работаем локтями на рынке новых машин, который, кстати, достаточно тесный. Некоторые машиностроительные предприятия, которые в прошлом выпускали общепромышленные электродвигатели, делают шаги в сторону диверсификации, производят двигатели для подвижного состава железных дорог. Выросла активность европейских и азиатских производителей, продвигающих свои электрические машины как отдельно, так и в составе закупаемой техники. В общем виде рынок «рельсовых» электрических машин стран – участников СНГ и бывшего соцлагеря разделен между «Электротяжмашем» (Харьков), «Новочеркасским электровозостроительным заводом», «Электромашиной» (Харьков) и ХК «Привод»(Россия). Нашей сильной стороной станет то, что мы будем предоставлять максимальную комплектацию, в частности производить комплекты «двигатель – система управления» и «генератор – двигатель – система
управления».


2012_Smelyanskiy_2.jpg


Также мы давно занимаемся ремонтом и можем охватить до 50% всех типов электрических машин, присутствующих на рынке. В производстве запасных частей мы в состоянии покрыть до 40% рынка и тоже для всех типов электрических машин. И, кстати, по прогнозам, спрос на запасные части до 2020 года будет иметь устойчивый растущий тренд.


По ремонту электродвигателей мы сотрудничаем со всей Прибалтикой – Литвой, Латвией, Эстонией. У них есть и свои мощные локомотиворемонтные заводы, особенно в Риге и Вильнюсе, но мы составили им достойную конкуренцию и забрали часть рынка. Там, где еще работает подвижной состав советского производства, например в Монголии, мы также работаем достаточно успешно. В целом высокий уровень износа тягового состава Украины, России, Казахстана и Белоруссии обеспечит существенный рост спроса в отрасли локомотивостроения на перспективу до 15 лет.


И./ Что еще вы могли бы назвать в числе ваших конкурентных преимуществ?

В основе идеологии нашего предприятия заложены два ключевых принципа: обеспечение высокого уровня качества продукции и создание благоприятной среды для потребителей. На заводе внедрена система менеджмента качества согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Мы планируем также внедрить новый стандарт на железнодорожную технику IRIS (International Railway Industry Standard). РЖД переходит на эти стандарты и не будет работать с предприятиями, у которых их нет. Также необходимо заметить, что мы очень тесно сотрудничаем с сервисными компаниями, которые созданы производителями локомотивов, для того чтобы поддерживать качественную работу локомотивов в нашей зоне ответственности – в части работы электропривода – в течение всего жизненного цикла. Мы открыли представительство в России, организовали склады запасных частей, пункты сервисного обслуживания, которые позволяют нашим клиентам не думать о том, что с приводом может что-то
случиться.


И./ Вы работаете только с железнодорожным транспортом? На другие рынки не смотрите?

Конечно, смотрим. СЭМЗ также ориентирован на изготовление и ремонт электродвигателей для автотранспорта большой грузоподъемности, городского пассажирского электротранспорта, портового оборудования, грузоподъемных механизмов промышленного назначения. Мы наладили производство электрических машин для шахтных электровозов, активно поставляем их на рынки России и Прибалтики. Это занимает уже 15% нашего производства. Выпускаем, а также ремонтируем двигатели и для другого рельсового транспорта, в частности метро, различных видов спецтехники (5% производства). Пока объемы этой продукции не сравнимы с объемом поставок для железных дорог, но в случае снижения потребностей последних у нас будет альтернативная линейка с устойчивым
спросом.


И./ Помимо диверсификации что-то еще планируете?

Планируем внедрять новые технологии на производстве. Например, у нас есть идея самостоятельно изготавливать медный профиль, который используется для производства электромашин. Кроме того, в планах стоит создание новой производственной линии, чтобы на профиль сразу же автоматически накладывать изоляцию и пропитку. Сейчас это происходит в ручном режиме, но такая работа очень вредна для здоровья и недостаточно эффективна из-за человеческого фактора.


И./ С какими проблемами приходится сталкиваться предприятию?

Проблемы есть. Если говорить о внешних, то они лежат в плоскости политэкономии – у нас дорогие энергоносители, зависящие от цены российского газа. Внутренняя проблема – потребность в дополнительных квалифицированных кадрах. У нас очень сильная конструкторская школа, наши конструкторы пользуются большим авторитетом в отрасли. Есть специалисты, которые проработали на предприятии 30 лет и больше. Наши электрические машины – очень сложная и очень мощная конструкция. Они работают по 30–40 лет в тяжелейших условиях от Монголии до Прибалтики – и на поверхности земли, и в шахтах. Нам хотелось бы сохранить эту школу и выращивать собственные кадры. Мы больше года потратили на то, чтобы получить лицензию на открытие собственного колледжа по обучению рабочим специальностям по всем направлениям, и сейчас разворачиваем обучение. Вместе с тем мы заинтересованы в привлечении иностранных специалистов, в частности из России. Рассматриваем возможность привлечения работников с международных предприятий, например с заводов Siemens.


2012_Smelyanskiy_3.jpg2012_Smelyanskiy_4.jpg


И./ Как относятся к предприятию в городе?

Для Смелы это градообразующее предприятие, которое не только обеспечивает город рабочими местами, но и реализует целый ряд социальных программ. Мы курируем детскую регбийную команду. У нас есть подшефный интернат и общеобразовательная школа. Мы содержим медицинскую амбулаторию и базу отдыха на берегу Днепра.


И./ Каким вам видится будущее завода?

Видим будущее завода не только как отдельного производственно-машиностроительного или ремонтного предприятия, а как активного игрока сервисного рынка, который готов предложить и новый качественный продукт, и сервис там, где это удобно нашим потребителям. Мы собираемся сделать Смелянский электромеханический завод новым лидером тягового привода в СНГ.


И./ Любое развитие требует инвестиций. Как вы решаете этот вопрос?

Наша инвестиционная программа осуществляется за счет собственных средств завода, кредитных средств
банка-партнера, а также средств акционеров. Эти источники позволяют активно развиваться. Нам предстоит работа по повышению эффективности предприятия – рентабельность EBITDA составила в 2011 году 10,08% против 14,7% в 2010 году. Эта тенденция связана с последствиями экономического кризиса, выраженными в увеличении отсрочки платежей со стороны контрагентов, росте себестоимости продукции, сокращении доли экспорта. В целом можно сказать, что в 2010 году заводу удалось оправиться от кризисных потрясений, а в 2011 году началась активная реализация программ стратегического развития и мы получили очень достойные финансовые результаты.


И./ Каковы эти результаты в цифрах?

Например, отношение чистый долг/EBITDA в 2011 году снизилось по отношению к 2010 году с 3,69 до 1,87. Выручка предприятия увеличилась на 62,6% относительно уровня 2010 года до 151 млн грн. (18,9 млн долл.). В этом году мы планируем ее увеличить еще в 3,5 раза. Чистая прибыль составила 3,5 млн грн. (437 тыс. долл.). Целый ряд показателей говорит о правильности выбранной стратегии.


2012_Smelyanskiy_5.jpg

Также в номере

Закажите обратный звонок,
и мы Вам перезвоним

Спасибо за заказ звонка.
Скоро наш менеджер свяжется с вами.

Мы будем рады диалогу с Вами

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Ответ на заявление (жалобу) будет подготовлен в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а на заявления (жалобы), не требующие дополнительного изучения и проверки, – 15 дней

Отмена подписки

Вы правда хотите отписаться от наших рассылок? Для подтверждения действия, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.

Оформление подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Редактирование подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Обратная связь по факту мошенничества

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО Мы будем рады диалогу с Вами.
Нажимая на кнопку «отправить», Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных