Возврат инвестиций в чувства


Текст: Марина Миронова


Раз миллион, два миллион

Представьте, что вы руководитель небольшой компании численностью 150 человек. К вам пришел консультант по управлению персоналом и предложил проект стоимостью 4 млн. 500 тыс. рублей. Цель  - повысить удовлетворённость персонала. Насколько вырастет этот параметр и как надолго сохранится, консультант не говорит, так как «посчитать невозможно». Согласились ли вы оплачивать подобный проект? Скорее всего - нет. Схожая ситуация происходит очень во многих компаниях, когда дело касается непрямых выплат сотрудникам. Приведенная сумма - это примерные затраты на небольшой бюджетный соцпакет, включающий добровольное медицинское страхование (ДМС) всех сотрудников по цене 25 тысяч рублей в год на человека, а также достаточно бюджетный Новогодний праздник по 5000 рублей на каждого из сотрудников.


Слишком большое количество слов

Если Вы зададитесь целью стать экспертом в теме социального пакета, вы столкнетесь с огромным количеством слов и очень малым количеством цифр. Это одна из ловушек данной темы - описывать результат конкретных материальных затрат в терминах "соответствия современным тенденциям развития бизнеса в изменяющихся условиях". Пожалуй, только в теме «корпоративная культура» сопоставимый уровень недостаточности оцифровки процессов. Есть еще несколько ловушек соцпакета, которые нельзя не упомянуть.


Эффект большой базы. Затраты на социальный пакет анализируются как составная часть годового бюджета на персонал, а он на 90-98 процентов состоит из выплат заработной платы и налогов. Для любой компании это существенные цифры. Затраты на оплату труда сотрудников в структуре общих затрат компании могут составлять от 15 процентов (для производственных компаний) до 75  -  для консалтинговых. На фоне данных весьма значительных чисел 2-5%, максимум 10% могут просто "потеряться".


Эффект незначительной доли - что греха таить, нам всем хочется существенных побед, и если оптимизировать бюджет, то уж никак не менее, чем на 15%. Возиться с объемной и кропотливой задачей сделать социальный пакет более действенным не очень интересно, вряд ли он отменится полностью, а его оптимизация на 10% - это всего 0,2-0,5% от годового ФОТа. 


Эффект отмены. Соцпакет, не являясь сильным мотивирующим фактором, кроет в себе существенную опасность. Отмена даже изживших себя элементов может породить социальный взрыв, ощущение нестабильности у сотрудников, слухи, домыслы и массу других неприятных событий. Поэтому в отсутствие опытных саперов участок бюджета с данной миной предпочитают огородить забором и не трогать.


Итак, мы имеем дело с затратами, причем весьма существенными в абсолютных числах и не масштабными в относительных числах. Популярными критериями оценки эффективности данных затрат очень часто становятся следующие: «нравится - не нравится» первому лицу или инициатору затрат, «так принято - так не принято». Согласитесь, критерии несколько расплывчатые. Есть ли другой подход? Да, о нем мы поговорим ниже.


Как посчитать отношение

Прежде всего давайте определимся с целями - что мы хотим получить от данной опции. Наиболее часто мы сталкиваемся со следующими формулировками: «повышение лояльности, удовлетворенности, мотивированности сотрудников, демонстрация заботы компании о сотрудниках, формирование образа успешной компании». В итоге мы выделяем удерживающую, мотивирующую и имиджевую составляющую соцпакета. Для оценки эффективности соцпакета мы должны посчитать, насколько его существование помогает достигать поставленных целей (результативность), а также оценить уровень затрат на данную опцию.


Результативность удовлетворенности и мотивированности персонала можно оценить через опросы сотрудников, а также учесть формальные данные – уровень текучести и в меньшей степени уровень производительности в сравнении с рынком. Но последний показатель определяется значительным количеством фактором, и доля социального пакета в этих факторах не велика – это видно из данных, полученных в результате исследования сайта Headhunter.ru в 2009 году.

Опросная система оценки уровня удовлетворенности и мотивированности позволяет нам выяснить удовлетворенность именно  социальным пакетом, системой обучения, уровнем корпоративных мероприятий. И сравнить данные показатели между собой. Также мы можем оценить роль соцпакета в формировании положительного образа компании в глазах сотрудников. Опыт проведения подобных исследований показывает, что иногда социальный пакет не только не улучшает данный образ, а служит его ухудшению, то есть достигается обратный результат. Деньги, уходящие на оплату ДМС или корпоративных праздников, тратятся впустую.


2012_personal_2.jpg2012_personal_3.jpg2012_personal_4.jpg


Сравнить себя с другими

Если рынок заработных плат – в целом устоявшееся явление, и колебания на данном рынке по одной позиции достигают максимум 30% (мы не берем в расчет единичные крайние значения любого рынка труда), то на рынке социальных льгот, представляемых компанией, колебание значений может отличаться в 5 и даже 10 раз. Например, пакет льгот у западных компаний в России чаще значительно шире, чем у российских. Уровень затрат на страхование линейных менеджеров может варьироваться от 12 375 до 53 500 рублей (10 и 90 процентов соответственно). Затраты на все корпоративные праздники компаний варьируются от 2,1 тыс. рублей на человека до 19,9 тыс. Все данные приведены по результатам исследования, проводимого компанией АМТ Consulting Group  в 2011 году.


Сравнение себя с медианой рынка и дальнейшее сопоставление этих данных с измеренным уровнем удовлетворенности является весьма важным диагностическим показателем. Очень важно при этом определиться с целевой группой для сравнения.


Еще один существенный параметр -  сопоставление уровня заработных плат в компании с медианой рынка. Есть  мнение, что качественный соцпакет позволяет «экономить» на заработных платах. Наш опыт подсказывает, что увеличение затрат на социальный пакет не позволяет привлекать специалистов на зарплаты «ниже рынка». Это подтверждают данные исследования HeadHunter.ru


Быстрые рецепты

При всей субъективности и приблизительности оценок эффективности вложения средств в соцпакет он может и должен быть оптимизирован. Для этого следует пройти ряд шагов:


1. Оценить действующее предложение компании в этой области, замерить удовлетворенность, сравнить себя с рынком, сравнить разные элементы между собой. Отказаться по возможности от «чемоданов без ручки» - опций, существующих в компании многие годы и не приносящих ожидаемых результатов. 

2. Оценить ожидания сотрудников в области нематериального поощрения. Они могут очень сильно отличаться в зависимости от половозрастного состава компании.

3. Дифференцировать пакет: предлагать разные опции для разных категорий сотрудников, ввести привязку уровня предоставления льгот к стажу работы. Это позволит снизить затраты до 50%.

4. Проводить тендеры. Как бы банально это ни звучало, но данная очевидная процедура поможет существенно снизить расходы без ухудшения качества услуг.

5. Повышать целевое использование соцпакета, в том числе и за счет софинансирования льгот сотрудниками. Как показывает практика, страховка, за которую сотрудник заплатил даже минимальную цену, используется чаще и воспринимается лучше, чем оплаченная страховка, которой сотрудник может ни разу не воспользоваться.

6. Пересмотреть подход к социальному пакету как системе Это позволит уменьшить отрицательную реакцию на изменения.

7. Выстроить правильные коммуникации. Не достаточно просто внедрить систему льгот для сотрудников. Чем больше информации по программам, процедурам, возможностям имеет сотрудник, тем больше вероятность получить  пользу от данных опций, чувство удовлетворенности и мотивированности.


Использовать методы эмоционального мотивирования. Основная цель – вызвать правильные чувства по отношению к работе, и для достижения этого не всегда необходимы масштабные мероприятия. Ведь чтобы вызвать радость, не обязательно приглашать цирк - достаточно доброго слова и улыбки. Так и для создания ощущения причастности не обязательно приглашать звезд мирового масштаба на корпоратив. Эту задачу можно решить десятком других более эффективных методов.


При отсутствии возможности получения прямых взаимосвязей, через косвенные показатели оценивать эффективность соцпакета можно и нужно. Помочь в такой непростой оценке могут консалтинговые и HR-компании, специализирующиеся на исследованиях персонала.

Подпишитесь на обновления журнала
Также в номере
Мы будем рады Вашим отзывам и готовы ответить на вопросы
Нажимая кнопку отправить, вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.

© 2021 ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал».

Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, выданные ФСФР России 14 октября 2003 года, на осуществление депозитарной деятельности № 077-06549-000100, на осуществление дилерской деятельности № 077-06541-010000, на осуществление брокерской деятельности № 077-06527-100000, на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 077-06545-001000. ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал» предоставляет услуги агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент».

Раскрытие информации ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал».

Раскрытие информации ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент».
ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент». Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00656 от 15 сентября 2009 года выдана ФСФР России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 045-14068-001000 от 25 октября 2018 года выдана ЦБ РФ (Банк России), без ограничения срока действия.) До приобретения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов получить подробную информацию о паевых инвестиционных фондах под управлением ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент» и ознакомиться с правилами, а также с иными документами, предусмотренными Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и иными нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая сведения о местах приема заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев, можно по адресу: г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, под. 7, эт. 5, пом. 514, по телефону: + 7 (495) 967-09-13 или в сети Интернет по адресу: www.veles-management.ru. Информация, которая должна быть опубликована в соответствии с правилами доверительного управления паевых инвестиционных фондов, публикуется в «Приложении к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам». Стоимость инвестиционных паев может, как увеличиваться, так и уменьшаться. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Государство не гарантирует доходность инвестиций в паевые инвестиционные фонды. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления фондом. Правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, находящимися под управлением Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ВЕЛЕС Менеджмент», предусмотрены надбавки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и скидки к расчетной стоимости паев при их погашении. Обращаем Ваше внимание на то, что взимание скидок и надбавок уменьшает доходность инвестиций в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов.
Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «ВЕЛЕС – Глобальный». Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ЦБ РФ (Банком России) 25 июля 2019 года за №3784. Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «ВЕЛЕС – Системный». Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ЦБ РФ (Банком России) 25 июля 2019 года за №3782. Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «ВЕЛЕС – Классический». Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ЦБ РФ (Банком России) 25 июля 2019 года за № 3783.

Предостережение для инвестора.
Информация, представленная на сайте, не является офертой, предложением либо руководством к действию и не несет в себе стремление побудить Вас к той или иной сделке или операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами. Приводимые показатели доходности не определяют будущую доходность вложений и эффективности каких-либо сделок и (или) операций; результаты чьей-либо инвестиционной деятельности в прошлом не определяют доходы инвестора в будущем. Финансовая терминология, используемая на сайте, имеет целью разъяснение условий инвестирования и может не совпадать с понятиями и определениями, данными в законодательстве.
Информация, представленная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в ней, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции Вашим интересам, инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал» не несет ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данной информации, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения.

*Активы под управлением группы компаний «ВЕЛЕС Капитал» на 30.09.2021

Отзывы

Использование, копирование и распространения материалов сайта допускается в соответствии с правилами лицензирования Creative Commons Attribution 4.0. International license, и возможно только с указанием ссылки на сайт https://veles-capital.ru/.

Закажите обратный звонок,
и мы Вам перезвоним

Спасибо за заказ звонка.
Скоро наш менеджер свяжется с вами.

Мы будем рады диалогу с Вами

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Ответ на заявление (жалобу) будет подготовлен в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а на заявления (жалобы), не требующие дополнительного изучения и проверки, – 15 дней

Отмена подписки

Вы правда хотите отписаться от наших рассылок? Для подтверждения действия, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.

Оформление подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Редактирование подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Обратная связь по факту мошенничества

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО Мы будем рады диалогу с Вами.
Нажимая на кнопку «отправить», Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных