Битва за еду: как Delivery Club и «Яндекс.Еда» перекраивают рынок во время пандемии

28 Декабря 2020
Источник: Forbes

Выручка Delivery Club, принадлежащего Mail.ru и «Сберу», за девять месяцев этого года составила 7 млрд рублей — это в 1,5 раза больше, чем за весь 2019 год. Сервис открывает новые направления и врастает в экосистему крупнейшего банка страны. Но более молодые конкуренты из «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» уже «отъели» у созданного в 2009 году агрегатора почти 40% рынка и первыми показали прибыль. У кого больше шансов в этой войне?

Пионер и пример

Delivery Club — самый опытный игрок на рынке доставки еды в России. Сервис был основан в 2009 году, в него вкладывались разные венчурные фонды, в частности Addventure и Phenomen Ventures. В марте 2012 года Delivery Club первый и единственный раз зафиксировал прибыль. Летом 2014-го немецкий сервис доставки еды Foodpanda (проект Rocket Internet) купил 100% акций Delivery Club, а спустя два года продал актив за $100 млн холдингу Mail.ru Group.

«Прежний владелец [Foodpanda], штаб-квартира которого находилась в Германии, не видел больших денег в России и не фокусировался на этой стране», — рассказывает директор по развитию продуктов Delivery Club Дмитрий Константинов, который пришел в компанию сразу после сделки с Mail.ru Group. В 2017 году выручка ООО «Деливери клаб», по данным «Спарк», составила 1,2 млрд рублей, а через год выросла на 48% — до 1,98 млрд рублей. Количество заказов достигло 250 000 в день (на конец 2020 года — до 250 000 в день). Но, несмотря на быстрые темпы роста, эффективность бизнеса нового акционера не радовала: в 2017-м убыток сервиса составил 1,7 млрд рублей, через год — более 2 млрд рублей.

К началу 2018 года Delivery Club был крупнейшим игроком на российском рынке доставки с долей 80% (по оценке UBS). Но спустя пару месяцев ситуация изменилась. В марте 2018-го «Яндекс.Такси» представила сервис доставки еды «Яндекс.Еда» на основе сервиса Foodfox, 100% которого IT-холдинг купил за 595 млн рублей. В мае доставкой «Яндекса» занялась Uber Eats, к июню компания запустила доставку в Санкт-Петербурге. По оценке гендиректора «Яндекс.Еда» Максима Фирсова, с сентября 2018-го «Яндекс.Еда» стала крупнейшим сервисом доставки еды в Москве и по выручке, и по количеству заказов. При этом компания всегда реализовывала менее агрессивную промостратегию.

К концу 2018-го доля Delievery Club, по данным Morgan Stanley, сократилась до 44%. «С 2018 по 2019 год мы акцентировали внимание на развитии собственной логистики и географической экспансии, развивали необходимые для этого технологические решения и операционную команду. Также в этот период мы экспериментировали с маркетингом и запускали первые большие кампании», — рассказывает директор по развитию бизнеса Delivery Club Олег Хаустов.

Потенциал роста российского рынка доставки еды по сравнению с аналогичными в развитых странах ограничен несколькими факторами, считают аналитики инвестбанка Goldman Sachs: низким средним чеком, слабой логистической инфраструктурой в отдельных регионах, неблагоприятными погодными условиями, которые затрудняют скорость доставки в дождливое время и зимой и делают стоимость доставки одного заказа относительно высокой, а также низкой плотностью населения. Тем не менее, согласно материалам аналитической записки банка, с которой ознакомился Forbes, к 2023 году совокупное проникновение Delivery Club и «Яндекс.Еда» увеличится с 18% в 2018 году до 57%.

Желтые идут

В июле 2019 года «Яндекс.Такси» (включает в том числе сервисы доставки «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка») впервые за четыре года получило прибыль: скорректированная EBITDA во втором квартале составила 423 млн рублей. Выручка сегмента «Такси и фудтех» в 2019 году составила 38,05 млрд рублей, EBITDA — 2,3 млрд рублей. За девять месяцев 2020 года выручка этого сегмента составила 39,7 млрд рублей, EBITDA — 3,5 млрд рублей. Отдельно показатели «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» не раскрываются.

По оценке Goldman Sachs, в 2019 году только фудтех мог принести «Яндексу» $51 млн выручки (3,3 млрд рублей при среднегодовом курсе 64,73). С этой оценкой согласен с небольшой корректировкой аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. «Согласно нашим расчетам, выручка проекта составила около 3,2 млрд рублей, — говорит он. — Стоит учесть, что «Яндекс» представляет показатели выручки на основе US GAAP, а Delivery Club — МСФО. Разные стандарты могут влиять на возможность корректно сравнить эти цифры». Выручку «Яндекс.Еда» за девять месяцев этого года он оценивает в 5,5 млрд рублей, а за весь 2020-й ожидает около 7,4 млрд рублей.

Delivery пока остается в России лидером доставки готовой еды с наибольшим числом заказов и количеством скачиваний приложения. Но Михайлин отдельно отмечает, что «Яндекс.Еда» уже продемонстрировал положительную EBITDA.

Кроме того, у сервиса высокая узнаваемость и лояльность к бренду и большая доля собственной доставки (85% против 30% у Delivery Club — по данным отчета Goldman Sachs на сентябрь 2019 года). По состоянию на второй квартал 2019-го у «Яндекс.Такси» на балансе было около $400 млн, такси уже приносит прибыль — в отличие от проекта Mail.ru «Ситимобил». Таким образом, средства могут быть инвестированы и в сервис доставки еды. Компания уже настолько уверенно себя чувствует, что публично объявила о планах проведении IPO.

Еще одна сильная сторона «желтого» сервиса — глубокая интеграция во всю экосистему «Яндекса» (с картами, программами лояльности и т. д.), которая позволяет снизить операционные расходы. Delivery значительно позже приступила к интеграции с сервисами Mail.Ru. 

Но у Mail.ru Group в доставке есть серьезное конкурентное преимущество — это доступ к капиталу, поступающему от совместного предприятия со Сбербанком, говорится в отчете Goldman Sachs. На развитие совместных проектов партнеры выделили уже $1 млрд, в Mail.ru заявили при этом, что значительная часть этих средств может быть потрачена на доставку еды.

«В отрасли идет гонка за выручкой и клиентами, которая позволяет показывать растущие направления. Но быстрый рост приведет к быстрому исчерпанию рынка, — считает Леонид Делицын, руководитель направления IPO-аналитики ГК «Финам». — Это похоже на некогда динамичный рынок музыкальных рингтонов или планшетов, который на заре рос двух- и трехзначными темпами за год, а потом остановился навсегда. Я не стал бы ждать прибылей от Delivery Club и «Яндекс.Еда», пока они оба делят рынок. Их конкуренция настолько же свирепа, как у сотовых операторов. В подобной ситуации прибыльным может стать лишь монополист».

Специалист по пицце

В июле 2019 года Mail.ru Group сменила управляющего для своего главного foodtech-проекта, пригласив специалиста традиционного ресторанного рынка — менеджера турецкого происхождения и экс-главу Domino’s Pizza в России Гюванча Донмеза. Незадолго до этого российский Domino’s Pizza столкнулся со сложностями: региональные франчайзи обвинили сеть в завышенных требованиях, навязывании услуг и отсутствии маркетинговой поддержки, а один из бывших партнеров даже подал на компанию в суд. «В СМИ одна за другой выходили скандальные статьи, вдобавок в офис московской управляющей компании нагрянула крупная налоговая проверка, — рассказывает Forbes один из партнеров Domino’s Pizza. — На фоне скандала Гюванч на некоторое время покинул Россию — улетел в Турцию, а когда вернулся, объявил о переходе в Delivery Club».

В Mail.ru Group рассчитывали на опыт Донмеза в развитии сетей быстрого питания (Domino’s Pizza, Cofix) с собственной службой доставки, которая на тот момент была хорошо отлажена у пиццерий. «До прихода Гюванча многие процессы внутри Delivery Club не были оптимизированы и выполнялись вручную, — вспоминает один из бывших сотрудников сервиса. — Например, на заключение договора с одним рестораном могло уйти до 30 дней. Было много неразберихи, мы теряли деньги буквально каждую минуту». По словам собеседника Forbes, за месяц до официального назначения Донмез приходил в офис Delivery Club на Ленинградском проспекте и следил, как работают его будущие подчиненные. «Некоторое время мы не понимали, что это за высокий иностранец ходит по коридорам. О том, что это наш новый руководитель, мы узнали в день пресс-релиза», — говорит он.

«С приходом Донмеза мы полностью пересобрали все, что у нас было внутри: усилили команду новыми кадрами, изменили технологичную начинку «под капотом» сервиса», — перечисляет Олег Хаустов. Одно из ноу-хау — «умное» распределение курьеров, которое предсказывает, где, когда и сколько курьеров необходимо сервису прямо сейчас. Это и другие нововведения позволили нарастить количество городов с собственной доставкой за год с 38 до 170 (с декабря 2019-го по декабрь 2020-го) и сократить время доставки до 35 минут. Переход на публичный договор оферты сократил подключение новых ресторанов с 20 дней до 4-6 часов («Яндекс» работал по договору оферты с момента запуска в 2018 году).

По итогам 2019 года выручка сервиса достигла рекорда — 4,46 млрд рублей, это в 2,3 раза больше, чем годом ранее. «Мы наблюдаем сильный синергетический эффект, диктуемый резким увеличением количества ресторанов и пользователей на платформе при одновременном повышении уровня сервиса. Он ускорил наш рост и позволил установить новый рекорд по количеству заказов», — отмечал Донмез. Тем временем компания достигла и еще одного рекорда — в 2019 году убыток Delivery Club перевалил за 5 млрд рублей (по данным «СПАРК-Интерфакс»).

В новый 2020 год Донмез вошел с большими планами: повысить эффективность логистики, улучшить юнит-экономику, развить новые бизнес-вертикали и масштабировать технологии на основе искусственного интеллекта на все ключевые процессы компании. Изменения в потребительском поведении россиян, которые все чаще предпочитали готовые блюда домашней еде, сыграли на руку: за одну неделю январских каникул нового года Delivery Club приняли в 2,2 раза больше заказов на доставку еды, чем годом ранее. При этом стоимость одного заказа для компании в 2020 году снизилась на 50% по сравнению с 2019-м.

Со сменой управляющего ускорился переход Delivery Club от классического маркетплейса, который объединяет рестораны со своими курьерами на одной площадке, к гибриду с большей долей собственной логистической службы. «Своя доставка позволяет расти гораздо быстрее — расширять покрытие ресторанов и доставлять блюда из тех заведений, где нет своих курьеров», — объясняет Дмитрий Константинов. Доставка собственной логистической службой по итогам третьего квартала 2020-го составляет 59% от общего числа заказов, а количество ресторанов, подключившихся к Delivery Club, выросло более чем в два раза — до 35 000. В 2020-м сервис ввел новые услуги: заказ навынос и бронирование столов, а вскоре запустит оплату в ресторанах по QR-коду и возможность давать официанту чаевые через приложение.

У «Яндекс.Еда» этот показатель ниже — 32 000. По словам представителя компании, с ноября наблюдается новый всплеск заявок на подключение к сервису: «Динамика похожа на март-апрель». Собственной доставкой сервис охватывает 166 городов в России и Казахстане, еще примерно в 600 российских небольших городах «Яндекс» работает по модели маркетплейса: рестораторы получают заказы от пользователей «Яндекс.Еда», но доставку осуществляют самостоятельно. Доля заказов, осуществляемых собственной логистической службой, у сервиса сейчас составляет 85%.

Стандартная комиссия агрегаторов для ресторанов, которые пользуются только его маркетплейсом, составляет 20% от стоимости заказа. Маркетплейс и доставка обойдутся компаниям-партнерам уже в 35% от стоимости заказа.

Для ресторанов назвать такие условия работы выгодными довольно сложно, особенно если речь идет о небольших сетях, состоящих из 3-7 заведений. «Если ты небольшая компания, то Delivery Club или «Яндекс.Еда» отожмет тебя по полной, — утверждает совладелец одной из ресторанных сетей. — В большинстве случаев сотрудничество с агрегаторами — это мартышкин труд: комиссия превышает 30% с оборота, торговаться о снижении очень сложно». По словам предпринимателя, работая на таких условиях, ресторатор получает много заказов, но лишь в редких случаях может рассчитывать на «приемлемую норму прибыли, чаще работает с околонулевой рентабельностью». Тем не менее ресторанам ничего не остается, как согласиться на эти условия, потому что создавать собственную службу доставки еще сложнее и дороже.

Исключение составляют крупные сети, насчитывающие сотни точек. Например, Domino's Pizza  работает с Delivery Club на особых условиях — 10% комиссии. Продажи через агрегатор обеспечивают сети пиццерий около 20-30% от общего оборота. Бывший сотрудник Delivery Club рассказал Forbes, что сервис предоставляет особые условия только самым крупным партнерам, как Domino's Pizza или «Макдональдс». «К каждому вип-клиенту — индивидуальный подход, даже  закреплен отдельный сотрудник. Комиссия для них составляет около 10%», — рассказывает собеседник. Официально в компании не комментируют финансовые условия работы с крупнейшими партнерами. «Могу только сказать, что топ-3 ресторанов быстрого питания: «Макдональдс», KFC, Burger King — обеспечивают около 30% всего оборота Delivery Club», — говорит Олег Хаустов.

Чтобы поддержать малый бизнес во время первой волны пандемии, Delivery Club подключал новых партнеров за нулевую комиссию. Льготные условия действовали для несетевых ресторанов и сетей, состоящих не более чем из трех заведений, которые присоединились к сервису  в период с 15 марта по конец июня. Позже Delivery Club поэтапно повышал комиссию, как говорят в компании, чтобы это было максимально безболезненно для малого и среднего бизнеса.

Гигантский потенциал

К концу 2019 года Delivery Club впервые вышел на рынок доставки продуктов (e-grocery). Первым партнером стал сервис экспресс-доставки «Быстроном»  — проект ретейлера «Верный». Конкурент «Яндекс.Еда» начал работать с продовольственным ретейлером «Азбукой вкуса» гораздо позже — с апреля 2020-го.

«Запуск нового направления был для нас масштабным экспериментом, — признается  Дмитрий Константинов из Delivery Club. — Мы решили: если через полгода ничего не получится, мы переключим команду на другое направление». В январе 2020 года Delivery Club запустил доставку продуктов с сервисом экспресс-доставки «Самокат», в мае — с «ВкусВилл». Модель работы — комиссионная, аналогичная той, по которой сервисы работают с ресторанами. Условия с каждым ретейлером обсуждаются индивидуально, исходя из числа подключенных к доставке магазинов и объема заказов. «Мы довольны сотрудничеством: Delivery Club оперативно реализует доработки и реагирует на пожелания по улучшению сервиса», — говорит управляющая электронной коммерцией сети магазинов «ВкусВилл» Лариса Романовская. Летом онарассказывала Forbes, что в июне с партнерами Delivery Club и «Яндекс.Еда» сеть заработала 86 млн рублей. В декабре доставка через партнеров (включая «СберМаркет», SaveTime, iGooods и других) принесет уже около 400 млн рублей, сообщила Романовская.

На сегодняшний момент клиентам Delivery Club доступна доставка из магазинов 13 ретейлеров, включая «Магнит», «Дикси», «Верный», «Азбука вкуса», «Мираторг», «Утконос» и других.  Часть из них работает и с доставкой «Яндекса». Агрегаторы расширяют свой рынок, а зачем это крупным сетям?

«Мы осознанно сделали ставку на партнерские проекты, чтобы минимизировать инвестиции, добиться быстрого масштабирования и получить опыт», — говорит президент и гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг. У компании сейчас шесть онлайн-проектов, ежедневно ретейлер выполняет около 7000 заказов, по оценкам, годовая выручка онлайн-сегмента составит 2,2 млрд рублей.

Пандемия дала дополнительный толчок развитию сервисов доставки «чего угодно», и Delivery Club постарался извлечь из этого максимум пользы. Кроме продуктов, сервис совместно с проектом «Все аптеки» (входит в Mail.ru Group) доставляет лекарства, не требующие рецепта и особого режима хранения, косметику из магазинов «Магнит Косметик» и «Улыбка Радуги», а также зоотовары из сетей «Любимчик» и «ЗооОптТорг». «Подразделение по доставке из магазинов — вполне комплементарное направление, — считает Артем Михайлин из «Велес Капитал». — У проекта большой опыт в логистике и хорошо отлажен процесс приема заказов и доставки. Для курьера не имеет значения, что везти: еду из ресторана или покупки из магазина».

По словам Олега Хаустова, потенциал у e-grocery гигантский: «Если объем рынка готового питания составляет 1,6 трлн рублей, то рынок ретейла — 16 трлн рублей, и он очень быстро диджитализируется». Хаустов считает, что к 2030 году Delivery Club может занять от 5% до 10% на рынке продуктового онлайн-ретейла в стране.

«Безусловно, новые сегменты растущие, но не думаю, что высокомаржинальные. Стратегии и Mail.ru, и «Яндекса» — это развитие вширь для быстрого роста выручки, но не прибыли», — считает Леонид Делицын из «Финама». Прибыль не так важна на растущем рынке. Примером служит DoorDash — американская служба доставки еды, основанная в 2012 году студентами Стэнфорда. За несколько лет компания вытеснила более зрелых конкурентов, а к январю 2020-го заняла самую большую долю рынка доставки еды в США. Компания не получала годовой прибыли с момента ее запуска, но это не помешало ей в декабре провести первое первичное публичное размещение акций с оценкой $38 млрд.

По оценке Goldman Sachs, в 2019 году только фудтех мог принести «Яндексу» $51 млн выручки (3,3 млрд рублей при среднегодовом курсе 64,73). С этой оценкой согласен с небольшой корректировкой аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. «Согласно нашим расчетам, выручка проекта составила около 3,2 млрд рублей, — говорит он. — Стоит учесть, что «Яндекс» представляет показатели выручки на основе US GAAP, а Delivery Club — МСФО. Разные стандарты могут влиять на возможность корректно сравнить эти цифры». Выручку «Яндекс.Еда» за девять месяцев этого года он оценивает в 5,5 млрд рублей, а за весь 2020-й ожидает около 7,4 млрд рублей.



© 2020 ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал».

Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, выданные ФСФР России 14 октября 2003 года, на осуществление депозитарной деятельности № 077-06549-000100, на осуществление дилерской деятельности № 077-06541-010000, на осуществление брокерской деятельности № 077-06527-100000, на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 077-06545-001000. ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал» предоставляет услуги агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент».

Раскрытие информации ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал».

Раскрытие информации ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент».
ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент». Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00656 от 15 сентября 2009 года выдана ФСФР России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 045-14068-001000 от 25 октября 2018 года выдана ЦБ РФ (Банк России), без ограничения срока действия.) До приобретения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов получить подробную информацию о паевых инвестиционных фондах под управлением ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент» и ознакомиться с правилами, а также с иными документами, предусмотренными Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и иными нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая сведения о местах приема заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев, можно по адресу: г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, под. 7, эт. 5, пом. 514, по телефону: + 7 (495) 967-09-13 или в сети Интернет по адресу: www.veles-management.ru. Информация, которая должна быть опубликована в соответствии с правилами доверительного управления паевых инвестиционных фондов, публикуется в «Приложении к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам». Стоимость инвестиционных паев может, как увеличиваться, так и уменьшаться. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Государство не гарантирует доходность инвестиций в паевые инвестиционные фонды. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления фондом. Правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, находящимися под управлением Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ВЕЛЕС Менеджмент», предусмотрены надбавки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и скидки к расчетной стоимости паев при их погашении. Обращаем Ваше внимание на то, что взимание скидок и надбавок уменьшает доходность инвестиций в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов.
Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «ВЕЛЕС – Глобальный». Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ЦБ РФ (Банком России) 25 июля 2019 года за №3784. Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «ВЕЛЕС – Валютный». Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ЦБ РФ (Банком России) 25 июля 2019 года за №3782. Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «ВЕЛЕС – Консервативный». Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ЦБ РФ (Банком России) 25 июля 2019 года за № 3783.

Предостережение для инвестора.
Информация, представленная на сайте, не является офертой, предложением либо руководством к действию и не несет в себе стремление побудить Вас к той или иной сделке или операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами. Приводимые показатели доходности не определяют будущую доходность вложений и эффективности каких-либо сделок и (или) операций; результаты чьей-либо инвестиционной деятельности в прошлом не определяют доходы инвестора в будущем. Финансовая терминология, используемая на сайте, имеет целью разъяснение условий инвестирования и может не совпадать с понятиями и определениями, данными в законодательстве.
Информация, представленная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в ней, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции Вашим интересам, инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал» не несет ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данной информации, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения.

Отзывы

Использование, копирование и распространения материалов сайта допускается в соответствии с правилами лицензирования Creative Commons Attribution 4.0. International license, и возможно только с указанием ссылки на сайт https://veles-capital.ru/.