Футбол как инвестиция: насколько успех команды зависит от вложенных средств?
заместитель генерального директора по активным операциям инвестиционной компании «Велес Капитал»
Финансовый аспект в футболе зачастую привлекает простого обывателя порой больше, чем сама игра. Но насколько зависит успех команды от суммы вложенных средств? Можно ли добиться больших спортивных результатов без щедрого финансирования? Являются ли инвестиции в футбол возвратными и в чем это измеряется?
Я с детства живу футболом, но реализовать себя в качестве игрока не получилось. Пошел работать в финансовый сектор — делать карьеру и зарабатывать деньги. Футбол всегда был рядом со мной, я не только в него играл или переживал за любимый ЦСКА, но интересовался многими другими аспектами этой игры как спортивными, так и финансовыми. И наступил момент, когда я нашел в себе силы и возможности попробовать реализоваться в совершенно иной роли в любимой игре — учредителя профессионального футбольного клуба.
Расскажу немного о том, как устроен футбол в России и других странах (и сколько он стоит).
Между футболом и бизнесом в мировой призме принято ставить знак равноВ эффективных экономиках уклон идет на создание востребованного продукта, который может быть успешным как со спортивной, так и с финансовой точек зрения. В Европе, Южной и Северной Америке футбол имеет огромную аудиторию как на трибунах стадиона, так и у экранов телевизоров. Это обеспечивает большой приток денег в клуб в виде доходов от продажи билетов и сувенирной продукции, получение премиальных от лиги за продажу прав на ТВ-трансляции и от занятого места в чемпионате, спонсорские контракты, а также от купли-продажи игроков, вызывающих у болельщиков наибольший интерес и способных улучшить качество и результат. Поэтому между футболом и бизнесом в мировой призме принято ставить знак равно.
Что касается форм финансирования мировых клубов, то здесь можно встретить различные варианты. Так, например, в Латинской Америке, где футбол особенно популярен, клубы стараются монетизировать потенциал болельщицкой аудитории. В Европе многие топовые клубы живут с большими долгами. Имея определенную капитализацию за счет наличия в собственности клубной инфраструктуры, трансферной стоимости игроков, бренда и тому подобного, клубам доступно долговое финансирование в виде банковских кредитов. Развитый фондовый рынок позволяет сделать публичное размещение акций клуба на бирже. «Манчестер Юнайтед», «Ювентус», «Боруссия Дортмунд», «Арсенал» — в этом плане хэдлайнеры публичного размещения. На стоимость акций футбольного клуба могут влиять разные события. В прошлом году турецкая Суперлига заключила контракт с новым спонсором на сумму €600 млн, что повлияло на резкий взлет акций «Галатасарая», «Фенербахче», «Бешикташа». Французский «Лион» переехал на новый стадион, получил инвестиции из Китая, что также вызвало рост акций клуба. Если вернуться на секунду к нашему футболу, то владелец «Спартака» Леонид Федун планировал разместить акции «красно-белых» на IPO к 2018 году, что после чемпионства в этом сезоне выглядит как хороший момент для выхода на фондовый рынок.
Публичные клубы могут быть и заложниками собственной публичности. Недавняя история со взрывом у автобуса дортмундской «Боруссии» доказывает это. Террорист приобрел 15 000 опционов на продажи акций клуба по фиксированной цене. Если бы происшествие с командой произошло в большем масштабе, это обрушило бы капитализацию «Боруссии» на бирже, что позволило бы заработать преступнику на этом несколько миллионов евро.
Китайский и российский опытФутбол в Китае объяснить системой бизнес-отношений, которую называют «гуанси». По-русски это означает «ты мне — я тебе». Председатель КНР Си Цзиньпин фанатеет от футбола и проводит глобальные реформы для повышения интереса к футболу в стране. На это активно реагирует бизнес — все 16 китайских клубов частные. С покупкой футбольного клуба бизнесмен становится лояльным власти и поддерживает государственную политику партии. Взамен он может получить лакомый кусок земли под застройку, если речь идет о недвижимости, также для его компании корпоративный подоходный налог снижается с 25% до 15%, а налог на предпринимательскую деятельность до 3%. В зависимости от интересов бизнеса, футбольный клуб может переезжать из одной провинции в другую, менять название и делать ребрендинг. Самый яркий пример этой тенденции — «Бейцзин Жэньхэ», который менял название 14 раз, играл на западе, севере и юге Китая.
Российский футбол также пережил эпоху больших денег. При высоких ценах на нефть в российской экономике отмечался бурный рост и развитие, что отразилось и на футболе. С 2005 по 2015 годы наши команды дважды выигрывали Кубок УЕФА (ЦСКА в 2005 году и «Зенит» в 2008 году), в чемпионате страны играли Манише, Это'о, Вальбуена, Кураньи, Халк, Витцель, Гарай и ряд других звездных футболистов. Падение российской экономики за последние годы и снижение вследствие этого расходов на футбол, обрушило «карточный домик». Наш футбол лишился большого количества профессиональных клубов. На пике роста общий бюджет всех клубов РФПЛ (Российской футбольной премьер-лиги) составлял $1,5 млрд. Сегодня он находится на отметке меньше миллиарда.
Основным источником финансирования российских клубов являются дотации из региональных бюджетов разных уровней, а также государственных или квазигосударственных корпораций. В РФПЛ играет 16 команд из них 10 клубов финансируется из областного бюджета, при этом траты зачастую зависят от общей экономической ситуации в регионе — «Рубин» может позволить себе тратить $60 млн за сезон, «Терек» — $30 млн, а «Урал» — $15 млн. Еще два клуба имеют финансирование от госкомпаний — «Локомотив» ($90 млн за 2016 год) и «Зенит» ($185 млн в 2016 году). Плюс четыре команды можно отнести в ранг частных. «Спартак» принадлежит Леониду Федуну, «Краснодар» — Сергею Галицкому, ЦСКА — Евгению Гинеру и «Анжи» — Осману Кадиеву. Что интересно, все четыре клуба имеют собственные стадионы, построенные без финансирования в рамках подготовки к Чемпионату Мира по футболу 2018 года.
Если составлять матрицу цифр, по нашим оценкам, содержание профессионального клуба обходится в:
РФПЛ – от $10 млн в год ФНЛ — от $2 млн в год ПФЛ — от $300 000-500 000 в год (в зависимости от Зоны). Доход или страсть?На сегодняшний день у нас нет доходных клубов. Идеальный вариант — когда клуб самоокупаемый и живет по правилам финансового фетр-плей, утвержденный УЕФА. Полученную же прибыль владельцы и акционеры могут вкладывать в дальнейшее развитие клуба. В данный момент времени мы этого в российском футболе не наблюдаем.
Тогда что движет владельцами клубов, когда речь идет о частном финансировании? Это философский и очень персональный вопрос, но, наверное, не стоит искать в этом бизнес-составляющую. Это с одной стороны, любовь со страстью, и вызов – с другой: заниматься футболом в России, отдать любимой игре столько, сколько ты хочешь и можешь себе позволить. Пример владельца «Краснодара» Сергея Галицкого показателен тем, что человек снизил свою долю акций в «Магните» в оценке примерно на миллиард долларов, но при этом построил стадион, клубную академию и содержит команду, которая является одной из лучших в РФПЛ и играет в плей-офф Лиги Европы. А владелец «Спартака» Леонид Федун на протяжении 13 лет вкладывал большие средства на покупку игроков, содержание команды и строительство стадиона. Но в отсутствии выигранных титулов до сегодняшнего момента, он всю дорогу терпел упреки и раздражение со стороны болельщиков «народной команды».
Эти примеры скорее исключения из правил. Основная масса клубов финансируется за счет государственных средств, не имеет ярко выраженных финансовых амбиций. А утрачивая еще и спортивные, зачастую прекращают существование или теряют большую часть бюджета, в следствии чего становятся новыми командами с другими задачами. Так сейчас происходит с «Кубанью» и «Мордовией». Так ранее произошло с «Торпедо», «Сибирью», «Спартаком» (Нальчик), «Луч-Энергией». Порой из-за государственного финансирования ситуация доводится до абсурда. Но об этом мы поговорим в другой раз.
Для нас – это начало путиВ прошлом году мы создали футбольный клуб «Велес», который занял второе место в 2016 году Третьем дивизионе (по сути первенство Москвы среди любителей), а с лета 2017 года начнет выступление среди профессиональных клубов в ПФЛ. Клуб на 100% процентов частный, не использует бюджетных средств.
На базе Савеловской спортивной школы №75, где тренируется более 1000 мальчишек всех возрастов, мы внедряем систему подготовки молодых футболистов, успешно применяемую в ведущих испанских академиях, таких как мадридский «Реал» , «Эспаньол». Несмотря на участие в ПФЛ основной команды, мы сохраним наше присутствие в Третьем дивизионе, в котором будут выступать в основном молодые игроки выпускного года нашей школы и из других академий. Это будет неким лифтом для попадания в основной состав для наиболее талантливых.
Вопросы которые мы подняли в начале текста: «насколько зависит успех команды от суммы вложенных денег? Можно ли добиться больших спортивных результатов не вкладывая значительных средств? Являются ли инвестиции в футбол возвратными и в чем это измеряется?», — стоят для нас также остро на практике. Мы новички, нам придется многому научиться и нам очень важно найти правильные ответы на эти вопросы для построения успешного клуба.
Продолжение следует.
-
19 мая 2017Рост рынка ОФЗ – причины и прогнозы от экспертов ИК «Велес Капитал»
Рынок ОФЗ в апреле вырос почти в два раза до 1,1 трлн рублей (на 48%) по сравнению с 2016 годом – об этом свидетельствует статистика оборотов на Московской бирже. Чем объясняется популярность этого инструмента и как будет развиваться сектор государственных займов в дальнейшем, рассказали эксперты инвестиционной компании «Велес Капитал», ставшей лидером торгов ОФЗ в минувшем месяце и обеспечившей порядка 10% оборота в этом секторе на Московской бирже.
-
18 мая 2017Инвестиционная компания «Велес Капитал»: Маркетируемый диапазон доходности новых облигаций «Ленты» выглядит привлекательным
Локальный рынок облигаций демонстрировал вчера отрицательную динамику под влиянием волатильности курса рубля, а также, вероятно, назревшей технической коррекции.