Минфин планирует увеличить госдолг на 7 трлн рублей к 2025 году

21 Июня 2022
Источник: Ведомости

Минфин планирует нарастить госдолг с 20,9 трлн руб. по итогам 2021 г. до 28 трлн в 2025 г., т. е. на 7 трлн. Об этом говорится в проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства на следующие три года (есть у «Ведомостей»). В 2022 г., по оценке министерства, общий объем суверенных обязательств, включая госгарантии, составит 22,5 трлн руб., из них 17,4 трлн – внутренний долг, 5,1 трлн – внешний. По последним данным Минфина, на 1 июня 2022 г. внутренний долг составлял 16,6 трлн руб., внешний – $56,5 млрд, т. е. около 3,5 трлн руб. по курсу доллара Мосбиржи на эту дату в 61,3 руб./$.

В 2023 г. госдолг увеличится до 23,5 трлн руб., в том числе внутренний – до 18,4 трлн, внешний останется на уровне 5,1 трлн. В 2024 г. показатель возрастет до 25,2 трлн руб. (с суммой обязательств по внутреннему и внешнему госдолгу соответственно в 19,9 трлн и 5,3 -трлн руб.). В 2025 г. госдолг вырастет еще на 3 трлн и превысит 28 трлн руб. (22,5 трлн – внутренний, 5,5 трлн – внешний). Относительно ВВП показатель госдолга в 2022–2024 гг. меняться не будет и сохранится на уровне 16%. В 2025 г. доля возрастет до 16,7%.

Минфин приостановил размещение ОФЗ с 9 марта «в связи с ухудшением условий осуществления заимствований». Обязательства по размещенным ранее гособлигациям будут исполнены в полном объеме и в назначенные сроки, заверили в Минфине. 16 июня министр финансов Антон Силуанов в кулуарах Петербургского международного экономического форума не исключал возможности выхода на внутренний рынок заимствований уже в этом году.

«Ведомости» направили запрос в Минфин.


Рост расходов

Расходы на обслуживание госдолга в 2022 г. достигли 1,4 трлн руб., заявил Силуанов 20 июня на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам. «Расходы по обслуживанию долга уже не маленькие, они с учетом предыдущих пандемийных заимствований выросли в 2 раза <...> до пандемии они составляли ровно вполовину меньше», – сообщил министр. К 2025 г. стоимость обслуживания госдолга вырастет до 2 трлн руб., «даже если будем осуществлять умеренные операции на финансовом рынке, превысит 2-триллионный уровень», отметил Силуанов.

В 2020 г. программа государственных внутренних заимствований была выполнена с превышением предусмотренных изначально показателей более чем в 2 раза. Потребность в заемных средствах резко выросла на фоне упавших доходов бюджета во время пандемии. Общий объем размещения составил почти 5,3 трлн руб., 60% этой суммы Минфин привлек в сентябре – ноябре. Значительная часть обязательств (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН) была привязана к стоимости денег в экономике. Такого рода инструменты в портфеле заняли почти 38% на 1 января 2021 г., тогда как безопасный уровень – 25%, обращала внимание Счетная палата.

С июля 2020 г. по середину марта 2021 г. ключевая ставка ЦБ находилась на рекордно низком уровне (4,25%). В III квартале 2020 г. инфляция составила 3% в годовом выражении, а потом начала ускоряться. Регулятор в ответ на усилившиеся инфляционные риски начал повышать ставку, в результате чего расходы на обслуживание обязательств возросли. По данным Минфина на 1 мая 2022 г., доля обязательств с плавающей доходностью в общем портфеле составляла 34,5% – 5,5 трлн руб. из 15,9 трлн (в данном случае не учитываются госгарантии).


Спокойные планы

В настоящий момент объем рынка ОФЗ составляет 15,7 трлн руб. Увеличение практически на 50% за три года выглядит довольно амбициозной задачей, отметила заместитель начальника управления по работе с облигациями ИК «Велес капитал» Юлия Дубинина. Но если учесть, что еще в начале 2020 г. объем ОФЗ был около 9 трлн, то заявленное увеличение не выглядит чем-то экстраординарным. В условиях де-факто закрытых для заимствования внешних рынков единственным вариантом увеличить госдолг видится именно ОФЗ, уверена она. Сейчас наблюдается повышенный спрос на рублевые активы и, как следствие, резкое снижение доходностей облигаций. В таких условиях выход Минфина с первичными размещениями выглядит логичным и своевременным, резюмировала эксперт.

На фоне двух предыдущих лет планы по увеличению госдолга на 7 трлн руб. за три года – это умеренные, достаточно «спокойные» планы, считает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин. Для сравнения: в прошлогоднем аналогичном документе плановый прирост госдолга на горизонте трех лет составлял 9,8 трлн руб., а в документе от 2020 г. государственный долг за трехлетку планировалось увеличить на 8 трлн руб., напомнил он. Более скромные планы по приросту госдолга, чем сейчас, мы наблюдали в допандемийные годы: в 2019 г. планировалось за предстоящие три года увеличить госдолг на 5,7 трлн руб. Пока говорить о пределах возможностей финансовой системы преждевременно, добавил он. Давление на инфляцию появилось бы при наращивании объемов долга на десятки триллионов рублей, так как это сильно повлияло бы на M2 (наличные в обращении вне банковской системы, средства на счетах и депозитах. – «Ведомости») и вызвало бы так называемый эффект вытеснения в экономике (crowding out).

Как правило, план по долгу формируется исходя из достаточно консервативных ожиданий по доходам, поэтому в случае, если ситуация с доходами и дефицитом бюджета складывается существенно лучше, чем ожидалось, это уменьшает потребность в увеличении госдолга, отметил аналитик долгового рынка «Открытие инвестиций» Александр Шураков. Например, в прошлом году план по увеличению госдолга был выполнен на 57,4% утвержденного показателя, напомнил эксперт.

Минфин заложил в проект бюджета на 2023–2025 гг. дефицит на протяжении всего периода. Согласно ожиданиям министерства, дефицит федерального бюджета в 2023 г. составит 1,591 трлн руб. после 1,665 трлн в 2022 г., в 2024 г. сократится до 1,413 трлн, в 2025 г. – до 1,358 трлн. Это соответствует 1,2, 1,1, 0,9 и 0,8% прогнозного ВВП соответственно. Оценки на 2022 и 2023 гг. при этом не учитывают трансферты на компенсацию отсрочки по страховым взносам за II и III кварталы текущего года (с их учетом дефицит 2022 г. будет больше, а в 2023 г. – меньше). Доходы в 2022–2025 гг. прогнозируются в размере 25,529 трлн, 24,779 трлн, 25,38 трлн и 25,708 трлн руб., расходы – 27,194 трлн, 26,370 трлн, 26,794 трлн и 27,066 трлн руб.

Закажите обратный звонок,
и мы Вам перезвоним

Спасибо за заказ звонка.
Скоро наш менеджер свяжется с вами.

Мы будем рады диалогу с Вами

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Ответ на заявление (жалобу) будет подготовлен в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а на заявления (жалобы), не требующие дополнительного изучения и проверки, – 15 дней

Отмена подписки

Вы правда хотите отписаться от наших рассылок? Для подтверждения действия, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.

Оформление подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Редактирование подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Обратная связь по факту мошенничества

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО Мы будем рады диалогу с Вами.
Нажимая на кнопку «отправить», Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных