Торговлю затягивает в Сеть

29 марта 2023

Жители Сибири потратили на покупки в интернете в январе 2023 года на 37,3% больше, чем годом ранее

Источник: КоммерсантЪ

Объем интернет-торговли в Сибирском федеральном округе в январе 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022-го вырос на 37,3%. Основной источник роста – переток покупателей на маркетплейсы из традиционной розницы на фоне ухода из России ряда иностранных брендов и сокращения ассортимента. Впрочем, снижение доходов населения в текущем году может поубавить темпы развития рынка.

Жители Сибири потратили на покупки в интернете в январе 2023 года на 37,3% больше, чем годом ранее, подсчитали аналитики NeilsenIQ. По словам представителя агентства Марии Гараниной, на этом фоне доля e-commerce в общем объеме розничных продаж достигла 5%, против 4% в феврале 2022-го.

Основной вклад в рост рынка обеспечили крупные универсальные маркетплейсы. К 2023 году их доля достигла рекордных 73% в общем количестве заказов.

"На российском рынке онлайн-канал остается самым динамичным в том числе благодаря тренду на экономию – покупатели продолжают сравнивать цены на большинство продуктов и находить более выгодные предложения онлайн",– отмечает директор по работе с ритейлером NielsenIQ Константин Локтев.

Согласно исследованию Tinkoff, рост расходов потребителей на маркетплейсах обусловлен уходом зарубежных брендов, развитием параллельного импорта, большим ассортиментом товаров, а также удобным интерфейсом и развитием логистики крупных платформ.

"Пока классическая розница оставалась нестабильной из-за закрытия ряда магазинов, маркетплейсы и другие компании интернет-торговли предлагали клиентам и продукцию ушедших брендов, а также новые товары от локальных производств и импортеров в качестве альтернативы. В онлайн-ритейле появилось большое количество российских компаний, преимущественно в сегменте малого и среднего бизнеса",– говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

От мебели к ювелирке

За весь прошлый год интернет-торговля Сибирского федерального округа выросла в деньгах на 32,9%. Объем покупок достиг 417 млрд руб., в 2021 – 313,7 млрд руб., подсчитали в АКИТ.

Наиболее популярными в Сибири по итогам 2022 года стали товары в сегментах "цифровая и бытовая техника", которые, несмотря на сокращение доли покупок с 28% в 2021 году до 24% в 2022-м, по-прежнему удерживают лидерство. Их объем по итогам 2022-го составил 100,5 млрд руб. На втором месте – "мебель и товары для дома" с долей 17,7%, или 73,6 млрд руб. Меньшую долю в структуре заняла категория "одежда и обувь" – 15,1%, или 63 млрд руб.

Сибиряки стали активнее делать заказы и в других категориях, тех, которые не входят в топ. Например, больше чем на 300% увеличились онлайн-продажи в категории "ювелирные изделия" (798 млн руб. в 2021 году и 3,4 млрд в 2022-м), на 250% – в категории "инструменты" (2,7 млрд руб. и 9,5 млрд руб.), на 90% больше заказали в интернете спорттоваров (5,83 млрд руб. и 11 млрд руб.), категория "аптеки" выросла на 52% (1,5 млрд руб. и 2,2 млрд ), рассказывает Артем Соколов.

Средний чек покупок через онлайн-каналы в Сибири в прошлом году составил 39,5 тыс. руб. Больше всего потратили на покупку в интернете жители Иркутской области (47 тыс. руб.) и Красноярского края (46,1 тыс. руб.), Новосибирской области (42,1 тыс. руб.), меньше всего заплатили потребители из Республики Тыва (21 тыс. руб.)

"Заметное увеличение среднего чека отмечено только в категории "одежда" – изменения вызваны переориентацией покупателей. В большей части категорий средние чеки изменились незначительно, и рост объемов продаж в них связан с увеличением числа заказов – люди стали чаще совершать покупки онлайн",– комментирует Артем Соколов.

Авоська в заказе

В 2023 году росту объема рынка онлайн-продаж способствует увеличение заказов продуктов питания. Продажи этой категории в Сибири по итогам 2022 года составили 42,8 млрд руб., доля в структуре e-commerce достигла 10,3% (в 2021 году 27,5 млрд руб. с долей 8,8%). Средний чек в категории вырос с 12,7 тыс. руб. до 13,5 тыс. руб.

По оценке Россельхозбанка, этот сегмент в целом по России к концу года может увеличиться на 16,7% по сравнению с показателем за 2022 год и составить более 700 млрд руб., из которых 50 млрд руб. придется на фермерскую продукцию.

По данным экспертов банка, в 2022 году россияне заказали в Сети продовольственные товары более чем на 600 млрд руб., что на 40% больше, чем годом ранее. Активному росту сегмента способствует спрос на экологически чистую продукцию.

В Infoline прогнозируют по итогам первого квартала 2023 года рост в онлайн-продажах продуктов питания в России на 4% год к году, но меньше уровня четвертого квартала 2022 года в 182 млрд руб.

По словам гендиректора "Infoline-аналитики" Михаила Бурмистрова, на динамику квартал к кварталу повлияют замедление продовольственной инфляции относительно высокой базы марта 2022 года, неопределенная ситуация с доходами, сокращение числа клиентов сервисов доставки, а также рост числа потребителей, экономящих на продовольственных товарах.

Как отмечают в Infoline, драйверами роста рынка в четвертом квартале 2022 года стали масштабный рост инвестиций в маркетинг и увеличение доли промо у крупнейших игроков. По данным NielsenIQ, средняя денежная доля онлайн-продаж со скидками по итогам 2022 года достигла 74% против 59% в начале года. Усиление внимания потребителей к ценам в том числе способствовало развитию канала маркетплейсов, который обеспечил основную часть прироста рынка e-grocery, указывают в Infoline.

По итогам 2022 года в топ-3 компаний в сегменте e-grocery в Сибири, по данным экспертов, вошли "Сбермаркет", "Яндекс.Маркет" и "Самокат".

По пути e-commerce

Онлайн-покупки для потребителей стали привычным процессом: по данным Mediascope, 73% населения посещают площадки электронной торговли хотя бы раз в месяц, 37% делают это ежедневно. Интернет-магазины занимают пятое место в топе онлайн-активностей среди россиян и составляют 3% от доли всего интернет-потребления.

В 2023 году привычка покупать в онлайне сохранится, по итогам года эксперты прогнозируют рост продаж не менее 30%. Однако темпы будут не столь высокими, как в 2022-м, считает Артем Соколов. По его словам, на рынке будет наблюдаться активная переориентация покупателей на онлайн при высоком качестве сервиса и достаточном ассортименте. Очевидные вызовы связаны с параллельным импортом.

Ситуация может различаться в зависимости от направления торговли, подчеркивает аналитик ИК "Велес капитал" Артем Михайлин. В целом на рынок давят снижение покупательной способности населения и ухудшение потребительских настроений, а также уменьшение ассортимента, усложнение и удорожание логистики, перечисляет он.

В 2023 году экономическая нестабильность и сокращенный горизонт планирования будут способствовать желанию людей накапливать средства, исключая спонтанные покупки. Больше всего это скажется на категориях товаров для дома и электроники из-за высокого среднего чека и отсутствия необходимости регулярно обновлять подобные товары. Продажи в категории DIY в количестве могут сократиться, но из-за повышения цен выручка в сегменте увеличится. Несмотря на развитие индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в Сибири, высоких темпов в категории эксперты не прогнозируют.

Аналитики с осторожностью комментируют развитие ритейла в онлайне на 2023 год. Большинство соглашаются, что тренд на экономию со стороны потребителей будет усиливаться. Ритейлеры же, в свою очередь, будут искать новые пути роста продаж, чтобы не снижать цены, одновременно расширяя ассортимент, выходя на новые рынки и стремясь к более тесному индивидуальному контакту с покупателями.

Закажите обратный звонок,
и мы Вам перезвоним

Спасибо за заказ звонка.
Скоро наш менеджер свяжется с вами.

Мы будем рады диалогу с Вами

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Ответ на заявление (жалобу) будет подготовлен в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а на заявления (жалобы), не требующие дополнительного изучения и проверки, – 15 дней

Отмена подписки

Вы правда хотите отписаться от наших рассылок? Для подтверждения действия, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.

Оформление подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Редактирование подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Обратная связь по факту мошенничества

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО Мы будем рады диалогу с Вами.
Нажимая на кнопку «отправить», Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных