https://www.high-endrolex.com/42

История в ручках


В детстве, пришедшемся на советское время, он собирал марки и значки, чуть позже – календари и бритвенные лезвия. Они хранятся у него до сих пор – инженер-энергетик Игорь Белоусенко любит время от времени просматривать свои детские коллекции и вспоминать события, с ними связанные. Но настоящей страстью для него стали ручки Montblanc, выпущенные в честь известных людей. За семь лет коллекция достигла таких масштабов, что ее обладатель всерьез задумывается о постоянной выставочной экспозиции. О писателях, художниках, меценатах и инвестиционном потенциале юго-восточного рынка он рассуждает в интервью.


Интервью: Юлия Витковская
Фото: Михаил Подгорный


И./ Игорь Владимирович, расскажите, как начали коллекционировать.

Меня с детства отец приучал, я брал с него пример: собирал марки, монеты, календарики, лезвия для бритв. Сейчас собираю конверты из отелей, в которых бываю, а я много езжу. При всем том, что есть booking.com, если мне понравился отель, я найду конверт и напишу туда напрямую. Было время, когда я переехал с Крайнего Севера, где проработал более 15 лет, был занят написанием докторской диссертации, преподаванием – наметился перерыв, пропал интерес к коллекционированию. Но, видно, на уровне подсознания что-то сидело, и я решил присмотреться к продукции компании S.T.Dupont, которая каждый год выпускает лимитированные ручки, зажигалки, часы. Меня мучил вопрос – почему сегодня ручка посвящена Махараджи, а завтра – Венеции? Я не видел в этом логики.
Стоит сказать, что я еще и книги собираю, сейчас у меня примерно восемьсот книг. И вдруг в 2006 году я увидел коробочку для ручки в виде книжки – это была Вирджиния Вульф от Montblanc. И здесь, как в пазле, сошлось и желание собирать, и понимание того, что собирать. И сейчас в моей библиотеке на полке стоят печатные книги и книжки-коробки с ручками от Montblanc. Например – Вольтер, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Кафка или Хемингуэй. Сначала собирал ручки из серии «Писатели», а потом, знаете, затянуло – пошли «Меценаты». Появилась концепция – люди. О роли той или иной исторической личности можно спорить, но то, что она оставила след в истории – бесспорно. Мне не всегда понятно, почему, скажем, в серии «Меценат» присутствует Маркиза де Помпадур, но почему Александр Македонский, Петр I, Екатерина Великая, - вопросов не возникает. «Неодушевленные» ручки не собираю – должна быть заложена идея в выборе того или иного предмета.


И./ Вы начали собирать коллекцию в 2006 году – это полноценных семь лет. Какой подход к пополнению коллекции вы используете?

В коллекции должно быть все, что выпущено в этой серии.

И./ А как вы находите предметы для коллекции?

Есть определенные каталоги. Что-то новое или выпущенное три-четыре года назад можно купить в бутиках в Москве или за границей. Когда я близко сошелся с руководством московского и гамбургского бутиков, я смог воспользоваться их общей базой, по которой они делают запросы. Что-то находилось в магазинах Франкфурта или Дюссельдорфа и т.д. Те ручки, которые оказалось невозможно найти таким путем, пришлось искать по коллекционерам. Много ручек оказалось в Сингапуре. Также есть бутики, которые занимаются раритетными ручками любых производителей. Так, однажды еду в командировку в Дрезден, захожу в такой магазин, а там – "Достоевский". А у меня нет какой-то определенной вещи из этого комплекта. Продавец обещает помочь и вскоре звонит: у одного покупателя в сейфе лежат все предметы из "Достоевского" и он даже согласен продать, но не все, а три. Так же в Париже нашел ручку "Вашингтон". В путешествии по Бразилии в Сан-Паулу нашел "Вольтера", правда, коробочка была потертая, но ручки в идеальном состоянии.
В целом, когда находил свободное время, возвращался к этим вопросам, начинал писать, выбирать, смотреть ebay, искать в Сингапуре, у аукционного дома Bonhams. Думаю, что на сегодняшний день по моему направлению коллекционирования это одна из наиболее полных подборок выпусков пишущих инструментов Montblanc.

И./ И сколько это в количественном выражении?

Я даже не могу сказать.

И./ Можно ли оценить инвестиционную стоимость коллекции? Скажем, с перспективой продать ее?

Продать, наверное, можно все, но эти вещи должны остаться на крайний день. Скажу откровенно, моя инвестиционная стратегия заключается в том, что вещи для души не могут быть проданы – это святотатство. Они будут рассмотрены в качестве возврата инвестиций в самую-самую последнюю очередь. Надеюсь, она не наступит. И если бы не было запаса прочности, нескольких защитных ступеней, наверное, я бы не стал этим заниматься. Ценность заключается в удовольствии, которое приносит коллекционирование.

И./ А есть ручка, за которой вы дольше всего охотились? Долго искали и не могли найти?

Их несколько. Это серия, посвященная американским президентам – их всего по 50 штук в мире. Ручка "Вашингтон" – раритетная, мне повезло и я нашел ее в Париже у человека, который продавал свою коллекцию. А, скажем, раритетная ручка, посвященная кардиналу Ришелье, нашлась в Сингапуре. Его мы знаем как кардинала из истории про трех мушкетеров, а он, оказывается, основал Французскую академию, и только за это ему можно поставить памятник. Нашел достаточно редкую ручку, вышедшую тиражом в 52 штуки, посвященную Черчиллю. Все было раскуплено почитателями в Великобритании.

2012_Igor_Belousenko_2.jpg
Джордж Вашингтон
Из серии America's Signatures for Freedom

И./ Как же удалось ее найти?

Примерно так: искал по сайтам, списывался с коллекционерами. Нашел опять же в Сингапуре. Кризис 2008-2009 годов показал, что у людей было не совсем все в порядке, и раритетные ручки стали появляться в несколько большем количестве. Сейчас снова все стихло.

И./ Есть ли в коллекции ручка, с которой связана какая-нибудь захватывающая история?

История прилагается к каждой ручке в виде буклета. В нем рассказывается о том, кому посвящена ручка, и иногда с удивлением узнаешь какие-то вещи, хотя и считаешь себя вроде бы образованным человеком. Ручки учат. Взять хотя бы ручку, посвященную Франциску I. В России мало знают, кто это был. И, тем не менее, этот французский король приютил в последние годы жизни Леонардо да Винчи. Именно ему французы могут быть благодарны за то, что знаменитая Мона Лиза находится во Франции.
Стоит также отдать должное дизайнерам Montblanc: они даже в мелкие детали оформления вкладывают изюминку, которая характеризует того или иного человека. У той же Вирджинии Вульф на пере изображены два дуба. Что это означает? Оказалось, ее могила находится под двумя дубами. Была ручка, посвященная Дюма-отцу, но ошибочно несколько ручек было выпущено с монограммой Дюма-сына, и это сделало их суперраритетными.

И./ А у вас есть любимая ручка?

Не могу однозначно сказать. Мне нравятся разные ручки, под настроение, в каждой серии. Мне очень нравятся ручки, посвященные мексиканским художникам, общественным деятелям и, наконец, мужу и жене - Диего Ривера и Фриде Кало. Они очень красивые и выглядят характерно для той художественной линии, которую каждый из них проводил. Я видел работы Риверы и Кало в Мексике. Ручки разные, но, тем не менее, похожи друг на друга. Я считаю, что выпуск этих ручек является своего рода культурологическим событием не только в мире пишущих инструментов. Бывает и так, что даже если человек не знает, кому ручка посвящена, только взглянув на нее, может четко отгадать. Например, ручки посвященные Гауди или Чаплину. Вы с закрытыми глазами можете сразу понять, что это "Чаплин". Это заставляет восторгаться их художниками, дизайнерами, которые смогли так проникнуть в сущность творчества человека. В этом году появится несколько ручек, которые, думаю, можно будет так же легко узнать – они будут посвящены Пабло Пикассо и Альберту Эйнштейну.
Четыре года назад я был в штаб-квартире Montblanc в Гамбурге, и меня спросили, какую идею для ручки я мог бы предложить. Я сказал, что многое поместилось бы в ручку, посвященную Гауди, если исходить из знания его творчества. Мне тогда ответили: «О-о-о, Вы попали в точку». Через два года вышла ручка "Гауди". Я чувствую, что 5% моего мнения в ее выпуске было учтено. Сейчас я настоятельно, с усилиями, может быть, требующими большей направленности, призываю к тому, чтобы они выпустили ручку, посвященную Пушкину. В прошлом году выпустили сет ручек в честь Карло Коллоди, автора Пиноккио, скоро будет "Дефо", но Пушкин – наше все, мировая веха, а ему до сих пор не посвятили ручку. Но знаете, как они это объясняют? Что серию писателей он перерос, а в крайне лимитированную серию он не войдет, поскольку она посвящена художникам. Что ж, они сами себя загнали в угол.

2012_Igor_Belousenko_Antonio_ Gaudi.jpg
Антонио Гауди
Ограниченная серия

И./ Какой же ручки вам не хватает?

Пушкина, пожалуй, не хватает. Вообще, есть такая интересная сторона коллекционирования: думать о том, что будет выпущено, и даже становиться в какой-то степени катализатором такого выпуска: и спорить, и угадывать.

И./ А с кем спорите?

С руководством и представителями худсовета из Montblanc. Но они хранят молчание, достойное партизан на допросе.

И./ А с другими коллекционерами знакомы?

Знаком, общаемся, у разных людей разная направленность: кто-то собирает не только Montblanc, кто-то должен одну ручку в месяц купить, иначе он чувствует себя не в своей тарелке. У меня такого нет, я могу и полгода не покупать – знаю, что выйдет, в каких сериях, и это успокаивает.

И./ В Гамбурге удалось побывать на производстве ручек? Поделитесь впечатлениями.

Там были коллекционеры со всего мира, очень много представителей Юго-Восточной Азии – это огромный рынок для товаров luxury. Нас провели по цехам. В перьевом цехе делают перья для всех видов ручек, и работают там в основном представительницы Восточной Европы. Осмотрели цех, где в ручки вставляют драгоценные камни. Также нас подвели к неказистому аппаратику, оказавшемуся уничтожителем форм лимитированных изданий.
Мне очень понравилось, что во всех цехах, в штаб-квартире на стенах висят полотна молодых художников. Прибыль прибылью, а меценатская помощь молодым талантам - это очень важно. Я знаю, что Montblanc проводит фестиваль молодых талантов в Зальцбурге, спонсирует «Белые ночи» в Санкт-Петербурге, поддерживает развитие культуры во многих странах мира. Это мне очень импонирует: хочется верить, что часть маржи с приобретаемых мною ручек из лимитированных коллекций идет на поощрение молодых талантов.

И./ Какую программу-максимум перед собой как коллекционером ставите?

Если я когда-нибудь найду ручку "Ингрид Бергман", изготовленную в трех экземплярах, – это будет хорошо. То, что я "Грейс Келли" не найду, это понятно – все ручки в Монако, надо поехать к принцу Альберту и с ним поговорить. Или обыграть в бадминтон или бильярд.
Еще из серии киноактрис добавил бы "Грету Гарбо", "Марлен Дитрих". Впрочем, писатели, художники – это, конечно, люди, известные более широко. Спросите у прохожего в Москве, кто такая Ингрид Бергман – не каждый скажет. Это все преходящее. Поэтому мне больше нравятся личности, оставившие след в искусстве, культуре, заслужившие бессмертие.

И./ Не обращались ли к вам с просьбами дать ручки для съемок фильма или с другими подобными предложениями?

Нет, о такой коллекции нельзя кричать на каждом углу. Конечно, эти предметы требуют взглядов. Я даже календарь выпустил с отдельными экземплярами из своей коллекции. У меня есть небольшое хобби – после интересных поездок отбирать лучшие фотографии и делать календари тиражом 100-150 экземпляров, которые я дарю знакомым, коллегам по работе. Первый был посвящен сафари в Южной Африке, затем были Северная Европа, Исландия, Норвегия. В один год не было интересных поездок, и я решил сделать календарь, состоящий из ручек серии «Писатели».

И./ Думаете ли открыть музей, участвовать в выставках?

Даже крупные металлические предметы при частых перемещениях ломаются, а такие хрупкие не должны часто переезжать с места на место. Им необходимо найти свою площадку. Я думаю об этом. Я советовался с коллегами и пришел к выводу, что отдельно стоящий музей ручки – это не логично и не окупаемо. А вот разместиться на площадке какого-то художественного заведения - как, например, в галерее Зураба Церетели в этом году, – одна из идеальных моделей. Сейчас я веду поиски подходящей культурологической площадки.

И./ Сколько раз уже выставлялась ваша коллекция?

Три раза. Первая выставка была несколько лет назад в рамках моего юбилея. Несколько недель коллекция пробыла в бутике Montblanc в Столешниковом переулке. Оттуда ко мне пришло видение экспозиции, ракурса подачи ручек. Вторая выставка прошла в 2011 году в Третьяковской галерее во время вручения премии Montblanc «Меценат года» Валерию Гергиеву. И уже в этом году – в галерее Церетели. Каждый шаг добавлял понимания того, что необходимо сделать, как должна выглядеть выставка. И сейчас я вижу детали, которые можно было бы подкорректировать. Например, освещение я бы в будущем поменял. Оно должно походить, например, на освещение некоторых музеев Кремля с концентрацией светового пятна на витрине и информационном плакате, а остальное в полумраке. И стены покрасить в более темный цвет.

И./ А вы часто пользуетесь ручками из своей коллекции?

Нет, чернила не заливаю. Есть ручки, как я называю, с «идеальной развесовкой», когда весовые и геометрические показатели предмета таковы, что он сам просится в руку. И когда ручку берешь, перо само притягивается к бумаге. Такова ручка "Сервантес". А есть ручки в этом плане проходные: либо тяжелые, либо легкие, не просятся на бумагу.

И./ Может быть, задам вам сейчас вопрос в сторону: бывали ли вы на горе Монблан?

Нет, не бывал. Я не большой любить экстремальных видов спорта, но ни от чего не отказываюсь, и если увижу, что смогу, я сделаю это.

И./ Как семья относится к вашему увлечению?

Нормально. Если бы относились отрицательно, наверное, и коллекции не было бы. Иногда интересуются, что нового, какие-то ручки больше нравятся, какие-то меньше.

И./ Дети не вдохновились на создание своих коллекций?

Сын нет, а дочь понемногу двигается в этом направлении. Пока все покупки носят спонтанный характер: понравилось что-то на блошином рынке – купила. У этой коллекции еще нет формы, нет логики, она будет полнее и ценнее, если не разбрасываться, а установить границы и действовать в рамках системного подхода.
Также в номере
https://www.high-endrolex.com/42

Закажите обратный звонок,
и мы Вам перезвоним

Спасибо за заказ звонка.
Скоро наш менеджер свяжется с вами.

Мы будем рады диалогу с Вами

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Ответ на заявление (жалобу) будет подготовлен в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а на заявления (жалобы), не требующие дополнительного изучения и проверки, – 15 дней

Отмена подписки

Вы правда хотите отписаться от наших рассылок? Для подтверждения действия, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.

Оформление подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Редактирование подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Обратная связь по факту мошенничества

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО Мы будем рады диалогу с Вами.
Нажимая на кнопку «отправить», Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных