https://www.high-endrolex.com/42

Образ жизни - коллекционирование



Существуют виды человеческой деятельности, разобраться в которых можно только через общение с участниками процесса. К таким видам, в частности, относится и коллекционирование предметов искусства. Российский обыватель зачастую имеет довольно обезличенное представление о коллекционерах, изредка встречая в новостях упоминание о том, что очередной шедевр ушел с молотка «в европейское собрание», или натыкаясь на табличку «из частной коллекции» рядом с тем или иным музейным экспонатом. Что движет людьми, приобретающими произведения искусства — любовь к прекрасному или стремление приумножить состояние? Как создаются частные коллекции и каковы основные принципы их формирования? Об этом мы поговорили с коллекционерами Александром и Евгенией Поповыми и Маргаритой Пушкиной, которая является директором международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. В процессе разговора выяснилось, что подходы к коллекционированию могут разниться в деталях, но в основополагающих моментах респонденты оказались единодушны. Искренний интерес к современному искусству и к людям, которые им занимаются, вдумчивая исследовательская работа, готовность меняться — вот те характеристики, без которых портрет коллекционера просто немыслим.


Интервью: Елена Курбацкая



И./ Как долго вы коллекционируете предметы искусства и сколько работ в вашем собрании?


М.П.: Коллекционировать я начала в начале 2000-х годов. Точное количество работ трудно определить, так как сейчас в силу того, что львиная доля моего времени уходит на ярмарку Cosmoscow, заниматься коллекцией просто некогда.

А. и Е. П.: Первые работы мы купили на выставке в Лондоне в 2004 году, а серьезно коллекционировать начали в 2007 году. Я думаю, что подсчитать количество работ будет сложно даже кураторам, которые
нас ведут. Основная часть находится в специализированных международных хранилищах, но что-то есть и в Москве.


И./ Когда вы впервые покупали произведение искусства, вы уже знали, что это будет начало коллекции?


А. и Е. П.: Самые первые работы мы купили около 10 лет назад. На тот момент у нас и мысли не могло возникнуть, что невинное увлечение перерастет в настоящую страсть. В то время как другие едут, например, в Милан на шопинг, мы идем на открытие выставки или ужин с художником. Наш календарь буквально расписан поездками на ярмарки и другие арт-мероприятия.

М. П.: О коллекционировании я тогда не задумывалась. Передо мной в первую очередь стоял вопрос «что повесить на стену». В коллекционирование это переросло позже.


И./ Как вы относитесь сейчас к первым из приобретенных работ?


М. П.: Покупая работы для своей коллекции, я обращалась в галереи и советовалась с кураторами. Недавно пересматривала свои первые приобретения и могу смело сказать, что ни о чем не жалею, несмотря на то, что мой вкус с тех пор изменился.
А. и Е. П.: К первым работам относимся с трепетом. Это своего рода точка отсчета и приятное напоминание о том, с чего все начиналось.


И./ Насколько сильно изменились ваши вкусы и предпочтения со временем?


А. и Е. П.: Жизнь — это развитие, а значит, ваши вкусы определенно будут меняться. Если коллекционирование становится не просто хобби, а инвестицией в будущее (и здесь речь идет вовсе не о финансовой стороне), то вы подходите к этому более серьезно и осмотрительно. По сути, это серьезная работа — посещение музеев, ведущих мировых ярмарок, знакомство с галереями, чтение специальной литературы и многое другое.
М. П.: Мне стали нравиться произведения, выполненные в разных медиа и жанрах. Я начала сама находить художников, которые мне интересны. Но все это пришло со временем, в результате постоянного посещения выставок, поездок на ярмарки, изучения идей и концепций художников.


И./ Есть ли у вашего собрания единая концепция, согласно которой вы покупаете новые работы?


М. П.: Нет, единой концепции не существует. Но по причине того, что в связи с работой я сейчас много общаюсь с молодыми российскими художниками, коллекция в последнее время пополняется именно за счет их произведений.
А. и Е. П.: Изначально мы выстроили линию, которой договорились придерживаться: нам был интересен поп-арт, стрит-арт и современный дизайн-арт XXI века.

2015_Маргарита Пушкина.jpg


И./ Что для вас является основной движущей силой в процессе коллекционирования?


М. П.: В первую очередь — это интерес к художникам и их идеям. Для меня общение с современным искусством — это во многом увлекательный интеллектуальный процесс, знакомство с чем-то новым.
А. и Е. П.: Для любого коллекционера основная движущая сила — это страсть и любовь к искусству. Но в силу того, что со временем мы хотим сделать свою коллекцию общедоступной, мы задумались об открытии фонда Popov Foundation. Основная цель — популяризация современного искусства в России и поддержка молодых художников.


И./ Существуют ли работы (авторы, стили, периоды), которых недостает вашему собранию?


М. П.: Я в первую очередь коллекционирую впечатления, знания, опыт. Но есть большое количество актуальных художников, работы которых я бы с удовольствием приобрела.
А. и Е. П.: Коллекционер современного искусства всегда будет не до конца удовлетворен своим собранием с точки зрения его полноты. Ведь современное искусство — это то, что происходит здесь и сейчас, ограничить коллекцию тем или иным периодом просто невозможно.


И./ Что такое для вас идеальная коллекция?


М. П.: Любая коллекция всегда имеет субъективный характер. В процессе формирования корпоративной, музейной, институциональной коллекции важное влияние оказывают вкус и предпочтения кураторов этой коллекции. И такие коллекции имеют большое социальное значение. Но к частной коллекции не может быть каких-то специальных требований. Это история жизни и развития вкуса коллекционера.
А. и Е. П.: Идеальная коллекция современного искусства — та, которую ты собираешь по велению сердца с оглядкой на то, что потенциально может попасть в историю.

2015_Alexander_Popov.jpg

И./ Как вы считаете, что станет с вашим собранием в отдаленном будущем, скажем, через 20 лет?


М. П.: Я надеюсь, что это будет интересно моему сыну. И для него это станет историей его жизни и жизни его родителей.
А. и Е. П.: Мы надеемся, что в отдаленном будущем коллекция будет актуальна и интересна новому поколению любителей искусства.


И./ Насколько для вас важна возможность знакомства и общения с художниками, работы которых вы собираете?


М. П.: Для меня это наиболее интересное в процессе коллекционирования. Я встречаю большое количество интересных, творческих и неравнодушных людей.
А. и Е. П.: Возможность познакомиться и пообщаться с художником лично, узнать его видение работы и самое главное — обсудить идеи, которые он хотел донести, — это одно из преимуществ коллекционирования именно современного искусства. После такого общения ты не просто переосмысляешь работу, но и начинаешь вступать во внутренний диалог с художником и с самим собой.


И./ Как вы считаете, какова роль коллекционера искусства в современном обществе?


А. и Е. П.: На наш взгляд, роль коллекционера существенно выросла за последние годы. Стали появляться частные музеи, открываются некоммерческие фонды с невероятно сильными коллекциями. Все чаще слышны разговоры, что именно коллекционеры на сегодняшний день устанавливают рынок.
М. П.: Коллекционеры во все времена имели большое влияние и значение. Благодаря заказам Медичи и других патронов своего времени художники осуществляли проекты, а мы сегодня имеем возможность наслаждаться настоящими шедеврами. Современные коллекционеры поддерживают художников, создают условия и возможности для развития культуры.


И./ Следите ли вы за ценами на работы художников, представленных в вашем собрании?


М. П.: Нет, не слежу. Но, например, когда наши работы брали на выставку, встал вопрос оценки. И я убедилась на примере нескольких работ, что цены на них выросли.
А. и Е. П.: Нельзя сказать, что мы постоянно следим за рынком наших художников. Но если вдруг на аукционе, в котором мы участвуем, попадается та или иная работа, ради интереса, конечно, наблюдаем за результатами.

2015_collection_2.jpg

И./ Оцениваете ли вы инвестиционный потенциал покупаемых работ? Если да, то как?


М. П.: Честно говоря, уже нет. Мне просто интересны те или иные художники.
А. и Е. П.: Безусловно, покупая заинтересовавшую нас работу, мы оцениваем, насколько она привлекательна с точки зрения инвестиции. Но речь идет скорее об инвестиции в будущее, нежели о финансовых показателях. Здесь важно то, для чего вы строите коллекцию и какие цели преследуете.


И./ Можете назвать самую дорогую работу в своем собрании? Или ту, рыночная стоимость которой наиболее значительно возросла с момента покупки?


М. П.: Одна из работ Семена Файбисовича 1988 года уже, судя по аукционным торгам, выросла в цене почти в 10 раз по сравнению с тем, за сколько мы ее покупали.
А. и Е. П.: Дорогая для нас та работа, которая представляет собой историческую ценность или важность для собрания. К примеру, мы очень гордимся несколькими ранними работами Кусамы или знаковым сетом молодого, но уже заявившего о себе JR.


И./ Как вы предпочитаете покупать работы (галереи, аукционы, ярмарки, у художников) и почему?


М. П.: В основном в галереях и на ярмарках. Иногда работы попадают в собрание непосредственно от художников, например, когда я финансировала производство проекта. Но это редкие исключения.
А. и Е. П.: Все зависит от конкретной работы. Что-то можно купить только на вторичном рынке, что-то напрямую через галерею или художника. К примеру, мы очень хотели работу Барбары Крюгер и потратили без малого год на поиски именно той работы, которая отвечала всем нашим требованиям. Мы подключили к этому процессу галереи, дилеров, аукционные дома. В итоге работу приобрели через галерею.


И./ Есть ли в вашем собрании работа, с которой вы не согласились бы расстаться ни при каких обстоятельствах? Что это за работа?


М. П.: Есть, например, работа Павла Пепперштейна, которая побывала на выставках в галерее Тейт (Лондон) и в Новом музее современного искусства (Нью-Йорк). Мне неоднократно поступали предложения продать эту работу, но я не согласилась.
А. и Е. П.: Таких работ очень много. Мы редко расстаемся с чем-то и если и делаем это, то только в том случае, если понимаем, что работы стали выбиваться из общей концепции. Ведь коллекция — это живой организм, который развивается вместе с тобой.


2015_collection_3.jpg

Также в номере
https://www.high-endrolex.com/42

Закажите обратный звонок,
и мы Вам перезвоним

Спасибо за заказ звонка.
Скоро наш менеджер свяжется с вами.

Мы будем рады диалогу с Вами

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Ответ на заявление (жалобу) будет подготовлен в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а на заявления (жалобы), не требующие дополнительного изучения и проверки, – 15 дней

Отмена подписки

Вы правда хотите отписаться от наших рассылок? Для подтверждения действия, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.

Оформление подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Редактирование подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Обратная связь по факту мошенничества

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО Мы будем рады диалогу с Вами.
Нажимая на кнопку «отправить», Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных