Пройти по краю пропасти

Александр Аузан









Александр Аузан

доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова


Россия довольно сильно включена в мировую экономику в том смысле, что мы не только очень крупный поставщик сырьевых ресурсов, но и, разумеется, мы зависимы от колебаний мировой конъюнктуры. Это не СССР, который мог существовать практически автономно, как задраенная подводная лодка.


Сейчас внешние факторы действуют на нашу экономику двумя способами. Во-первых, влияние оказывает угнетенное состояние цен на нефтегазовое сырье, которое при нынешних трендах сохранится надолго. Особенно если посмотреть на источники спроса, о чем обычно забывают. Сегодня самые большие экономики мира — США и КНР, можно еще добавить Евросоюз, — все чувствуют себя неважно. У американцев улучшения идут медленнее, чем предполагалось. Евросоюз находится в не очень хорошей ситуации. Но самое тяжелое — это Китай. Не надо обольщаться положительными темпами роста китайской экономики, потому что они снизились с 11–12 до 7% в год. При такой энергоемкой экономике это означает, что спрос значительно упал.


Поэтому основная ответственность за падение цен на нефть с точки зрения спроса лежит на КНР. А вот ситуация с предложением конкурентная. Арабские страны, прежде всего саудиты, пытаются нарастить в этих условиях предложение не столько для того, чтобы захватить соседние рынки, сколько для того, чтобы придушить американский инновационный сектор — сланцевые технологии.


Второй неблагоприятный фактор — это, конечно, санкции, контрсанкции и существующее геополитическое противостояние. Санкции не имеют политических последствий, но экономические последствия — тяжелые. Если мы учтем, что российская экономика — это 3% мирового валового продукта, а страны, участвующие в санкциях, — это примерно 50% , то это все равно что столкновение пешехода с автомобилем. То есть это не очень чувствительно для наших экономических противников, это чувствительно для российской экономики. И главная точка чувствительности — доступ к финансовым ресурсам: дороговизна кредитов, затруднение развития. Заместить это китайскими или арабскими деньгами можно, но в очень небольшой степени. Хочу напомнить, что общий объем инвестиционных предложений Китая в 10 раз меньше, чем у США. И инвестиции предоставляются при этом на условиях участия в проектах китайских компаний, с китайской рабочей силой и с ноу-хау, которое Китай хочет извлекать из этого. Проблема с санкциями — не только экономическая.


Над нами постоянно висит угроза большой войны, и нужно искать выход. На минский процесс надежда очень слабая. Мне представляется, что есть необходимость для выстраивания диалога в ином направлении. Под разговоры о греческом дефолте почему-то российские СМИ не говорят о другом, гораздо
более значимом для России дефолте, — украинском. Возможен ограниченный, а возможен и полный дефолт. Заметьте, что там, по некоторым прикидкам, до 30 млрд долл. российских частных вложений. Там действуют российские государственные банки, идет газовый и не только транзит. Есть вопрос о потоках беженцев. По официальным данным ООН, их уже порядка 800 тыс. с начала войны, а по расчетам экономистов МГУ и Института мировой экономики и международных отношений, эта цифра может достичь 1 млн 800 тыс. человек. Этот поток пойдет не только в сторону России, но и в сторону Польши и Германии. И поляки, и немцы стали сознавать такого рода угрозу. Это не может не волновать и наших коллег-экономистов в Киеве. По мнению независимых экспертов, для прекращения этого краха, для того, чтобы нам на голову не упал украинский экономический дом, нужна кооперация между Евро союзом и Евразийским союзом. Белоруссия и Казахстан заинтересованы в этом так же, как и Россия. Белоруссия станет прямым участником процесса, если польются потоки беженцев, а Казахстан, между прочим, — один из крупнейших инвесторов в том числе на Украине. По существу нужны проекты, которые помогли бы обойтись без широкого банкротства страны и создали бы мостики ко операции между Евросоюзом и Евразийским союзом, включая Россию. На мой взгляд, через эту кооперацию можно выходить на такие вещи, как, например, отмена санкций не на продукцию двойного назначения — это политический процесс, а на доступ к финансовым рынкам. Потому что странно требовать от России, чтобы она, с одной стороны, реструктурировала украинские долги, а с другой — не имела права заимствовать на европейских рынках.


Если возвращаться к затруднениям российской экономики, то главная причина — не внешняя, а внутренняя. У нас замедление экономического роста началось в 2011 году, а не в 2014-м, когда возникли конфликты. Потому что мы исчерпали те возможности роста, которые были ранее. Они были связаны с сырьевой моделью и внутренним спросом. Про сырьевую модель все ясно, поэтому я остановлюсь на внутреннем спросе.

У нас население вообще не бедное. Сейчас у правительства 8 трлн рублей, у бизнеса для инвестиций — примерно 14 трлн рублей, а у населения — 27 трлн руб лей в разной форме, ликвидной и неликвидной. Заметьте, это почти в два раза больше, чем у бизнеса, и более чем в 3 раза больше, чем у правительства. Это определенный источник спроса. Была накачка потребительскими кредитами. Но с кредитами все — игры закончены. В ближайшие годы возвращение кредитов должно идти в большем масштабе, чем возможное кредитование, тем более что мы в кризисной динамике, люди теряют работу, они не очень платежеспособны — за год примерно на 10% снизились доходы населения. Нужно переходить на другие модели роста.


Что нам придется делать в ближайшее время? Есть два способа поднять уровень инвестиций. Либо сделать очень привлекательным инвестиционный климат, чтобы частные деньги прибежали сами, либо запустить искусственную стимуляцию в виде государственных инвестиций. Первое правительство и Центральный банк пытаются сделать, но, на мой взгляд, здесь есть очень серьезное препятствие: на Украине идет война.
И это не гражданская война, это гораздо более серьезное масштабное противостояние. К вам не могут прибежать иностранные деньги с основных рынков, потому что они под запретом из-за санкций. К вам боятся прийти деньги российских капиталистов, потому что выстрел в Донбассе поднимает или
опускает рубль, и это риски. Второй путь — вброс государственных инвестиций. Но их же мало: 8 трлн рублей — это чуть больше половины того, что нужно российской экономике в год. При этом, чтобы эти деньги не превратились в валюту и не выскочили на мировой рынок, потребовалось бы вводить валютные ограничения, а тогда вам вообще никто не поверит и больше сюда не будут приходить даже деньги офшорных капиталистов.


Можно ли здесь что-то сделать? Очень трудно, но я бы сказал, что есть вариант, когда можно пройти по краю пропасти. Важно, не вводя валютных ограничений, пытаться делать проекты, в которые вкладываются государственные деньги, и под них привлекаются деньги частные. Прежде всего это инфраструктурные проекты, потому что строить дороги, тянуть оптоволокно и тому подобное — это и для кризиса очень правильно, это хороший мультипликатор, и для будущего развития. В рамках разработки для правительства основных направлений деятельности до 2018 года среди базовых вариантов выхода из инвестиционного кризиса экономическим факультетом МГУ было предложено делать закрытые общества по развитию инфраструктурных проектов с государственной капитализацией и выпуском частных облигаций для того, чтобы в этом могли участвовать бизнес и население. Надо пытаться сочетать эти вещи.


Можно ли пройти по этой сложной линии? Можно, если будет доверие к регулятору. Без этого ничего не будет. Очень многое зависит от того, как власть общается с бизнесом и населением. В кризис вообще ключевой момент — восстановление доверия. Поэтому мне кажется, что перспектива ближайших трех лет — это вопрос, сможем ли мы выйти на 2–3% роста от нынешнего падения к 2018 году. Думаю, что к 2016 году будет понятно, какие способы будут применены, и именно тогда начнутся государственные инвестиции, потому что это выборный год, а политические циклы всегда влияют на экономику. А 2018 год будет еще более важным, потому что в преддверии президентских выборов уже нужно будет показать какие-то результаты.

Подпишитесь на обновления журнала
Также в номере
Мы будем рады Вашим отзывам и готовы ответить на вопросы
Нажимая кнопку отправить, вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.

© 2020 ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал».

* - доходность на 31.08.2020. Доходность на 31.08.20 за последние 6 месяцев составила 21,59%, за последние 3 месяца - 13,62%. Правилами доверительного управления ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ВЕЛЕС – Валютный» предусмотрены надбавки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и скидки с расчетной стоимости инвестиционных паев при их погашении. Взимание надбавок (скидок) уменьшит доходность инвестиций в инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда.

Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, выданные ФСФР России 14 октября 2003 года, на осуществление депозитарной деятельности № 077-06549-000100, на осуществление дилерской деятельности № 077-06541-010000, на осуществление брокерской деятельности № 077-06527-100000, на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 077-06545-001000. ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал» предоставляет услуги агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент».

Раскрытие информации ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал».

Раскрытие информации ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент».
ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент». Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00656 от 15 сентября 2009 года выдана ФСФР России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 045-14068-001000 от 25 октября 2018 года выдана ЦБ РФ (Банк России), без ограничения срока действия.) До приобретения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов получить подробную информацию о паевых инвестиционных фондах под управлением ООО «УК ВЕЛЕС Менеджмент» и ознакомиться с правилами, а также с иными документами, предусмотренными Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и иными нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая сведения о местах приема заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев, можно по адресу: г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, под. 7, эт. 5, пом. 514, по телефону: + 7 (495) 967-09-13 или в сети Интернет по адресу: www.veles-management.ru. Информация, которая должна быть опубликована в соответствии с правилами доверительного управления паевых инвестиционных фондов, публикуется в «Приложении к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам». Стоимость инвестиционных паев может, как увеличиваться, так и уменьшаться. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Государство не гарантирует доходность инвестиций в паевые инвестиционные фонды. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления фондом. Правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, находящимися под управлением Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ВЕЛЕС Менеджмент», предусмотрены надбавки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и скидки к расчетной стоимости паев при их погашении. Обращаем Ваше внимание на то, что взимание скидок и надбавок уменьшает доходность инвестиций в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов.
Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «ВЕЛЕС – Глобальный». Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ЦБ РФ (Банком России) 25 июля 2019 года за №3784. Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «ВЕЛЕС – Валютный». Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ЦБ РФ (Банком России) 25 июля 2019 года за №3782. Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «ВЕЛЕС – Консервативный». Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ЦБ РФ (Банком России) 25 июля 2019 года за № 3783.

Предостережение для инвестора.
Информация, представленная на сайте, не является офертой, предложением либо руководством к действию и не несет в себе стремление побудить Вас к той или иной сделке или операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами. Приводимые показатели доходности не определяют будущую доходность вложений и эффективности каких-либо сделок и (или) операций; результаты чьей-либо инвестиционной деятельности в прошлом не определяют доходы инвестора в будущем. Финансовая терминология, используемая на сайте, имеет целью разъяснение условий инвестирования и может не совпадать с понятиями и определениями, данными в законодательстве.
Информация, представленная на сайте, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в ней, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции Вашим интересам, инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал» не несет ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данной информации, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения.

Отзывы

Использование, копирование и распространения материалов сайта допускается в соответствии с правилами лицензирования Creative Commons Attribution 4.0. International license, и возможно только с указанием ссылки на сайт https://veles-capital.ru/.