Закрытый ПИФ для открытого просмотра
Портфельные управляющие заинтересовались киносъемкой
Инвестиции в кинопроизводство заинтересовали портфельных управляющих. «КСП Капитал Управление активами» создает ЗПИФ, который будет вкладывать средства в производство фильмов. Однако риски таких инвестиций довольно высоки, в том числе из-за ограниченного числа доходных проектов. Участники рынка коллективных инвестиций пока не готовы следовать примеру коллег, но допускают появление подобных фондов в будущем.
«КСП Капитал Управление активами» приступил к формированию комбинированного ЗПИФ «СинеФинанс», рассказали “Ъ” в управляющей компании. Правила фонда были зарегистрированы ЦБ 28 июня. Концепция фонда заключается в инвестировании средств в пул российского коммерческого кино и сериалов на разной стадии готовности. В экспертный совет фонда входят генеральный продюсер 2D films Василий Соловьев и продюсер Артур Циленко.
Фонд доступен только квалифицированным инвесторам. На старте планируется привлечь 1–1,5 млрд руб. Целевая доходность оценивается в 20% годовых. Его активы будут формироваться на основе прав на литературные произведения с целью их экранизации, договоры финансирования промокампании, производства под быстрый возврат. Объем инвестиций в один проект составит 10–50 млн руб.
«В планах фонда есть закупка иностранного контента с целью его реализации на территории СНГ и Восточной Европы и инвестирование в компании, занимающиеся обеспечением киносъемочного процесса техникой, павильонами, компьютерной графикой и прочими ресурсами»,— заявил Василий Соловьев.
Подобные проекты — редкость для российского рынка (см. вынос), однако управляющие компании оценивают их позитивно. «Покупка на ЗПИФ эксклюзивных прав на кинопродукцию и последующая продажа неэксклюзивных прав или предоставление в аренду этих прав каналам и телевизионным платформам — очень понятное и правильное направление развития коллективных инвестиций»,— отмечает гендиректор «Велес Траст» Дмитрий Осипов. Гендиректор УК «Промсвязь» Алексей Кузнецов считает идею создания фонда, который будет инвестировать свои средства в производство кинолент, сериалов и другого контента, достаточно интересной.
Поддержкой кинопроизводства занимаются государственный Фонд кино и Минкульт. На коммерческих условиях в фильмы инвестируют «Кинопрайм» Романа Абрамовича и «МТС Медиа». В частности, «Кинопрайм» собирался в 2019 году вложить 6 млрд руб. за три года, но темпы инвестирования оказались ниже плана из-за нехватки подходящих проектов. По словам руководителя «МТС Медиа» Игоря Мишина, компания инвестировала в восемь картин и в 2022 году планирует поддержать еще 8–10 проектов, в основном арт-мейнстрим.
«При реализации такой амбициозной идеи крайне важен уровень менеджмента и экспертизы»,— отмечает исполнительный директор «Кинопрайма» Антон Малышев. «Даже эксперту сложно оценить успешность проекта. Т. е. для оценки инвестиций управляющая компания должна будет прибегать к помощи консультантов и основываться на их мнении»,— полагает глава департамента структурных фондов и фондов недвижимости «ВТБ Капитал управление активами» Евгений Постников.
Однако собеседник “Ъ” среди продюсеров подчеркивает, что «в прибыльные проекты никто никого не пустит». Поэтому в таких проектах инвестор должен быть готовым к потерям.
По словам директора по альтернативным инвестициям «Альфа-Капитала» Андрея Богданова, инвестиции в медиаконтент по уровню риска близки к венчурным инвестициям — уровень неопределенности в производстве контента исключительно высок. По мнению портфельного управляющего департамента персонального банковского обслуживания «Зенит Private Banking» Георгия Окромчедлишвили, наиболее коммерчески успешная история для кинопроизводителей с развивающихся рынков — это продукт на экспорт. «Глобальная аудитория и, соответственно, покупательская способность несравнимо выше такого немаленького рынка, как российский, говорит он.
Вместе с тем участники рынка вполне допускают создание подобных фондов в будущем. «Мы сейчас концентрируем внимание на более понятных инвесторам продуктах. Но не исключено, что в будущем инвестиции в подобного рода экзотические продукты мы будем рассматривать»,— отмечает Евгений Постников. По словам Дмитрия Осипова, создание такого фонда возможно только в сотрудничестве с крупной медиаплатформой, способной своей профессиональной компетенцией и умением в продвижении контента снизить риски.
Авторы: Виталий Гайдаев, Анна Афанасьева